13) СИМВОЛЫ АЛЬБОМА DANGEROUS: вторая часть

© автор Elena_Pesko

Наверное многие вспоминают свое детство с радостью, ностальгией… Мы все были детьми. Мир казался ярким и светлым, в нем не было знания о реальных проблемах , которые есть на земле. Нас оберегали родители, а впереди было ощущение счастья и будущности.

А что… если ситуация иная?

Что, если с юного возраста ребенок работает, и узнает о взрослом мире слишком рано? И просто не знает, что такое беззаботное детство?

Возможно ли потом, тоскуя о беспечных днях, пережить пропущенное детство во взрослом состоянии, соорудив виртуальную машину времени — назад в прошлое? То есть, воссоздать мечтательный идеал: игрушки, животные и растения, дети — полный гармонии мир, в котором царят любовь, радость и понимание.

Реализовать мечту о совершенном детстве.

Утопия? В определенном смысле — да, конечно.

Место возможно воссоздать, а как получить идеальные отношения ВНУТРИ утопии?..

Можно долго рассуждать о закрытости и непонятности Майкла Джексона. Его судьба слишком непохожа на все остальные, сравнить ее не с кем. С раннего детства он трудился и трудился. Увидел много из того, что ребенку не стоило видеть. Но так уж распорядилась судьба…

Знаете, чтобы понять ГЛАВНОЕ о нем, не надо глубоко копать, читая порой противоречивые воспоминания. Так всегда было и будет с такими необычными людьми, данными нам сверху.

(Просматривая рассуждения о нем людей далеких, и, что печально — якобы «фанов» — просто впадаешь в ступор от того, что они все готовы поверить тому, что до сих пор пишут о Джексоне СМИ. Это какие-то хождения по замкнутому кругу…)

Перед нами всемирно-известная песня, духовно-нравственный посыл Майкла…

Неужели есть сомнения до сих пор в его человечности и духовности?

Ибо… ибо… Он оставил для нас ОТКРЫТУЮ КНИГУ о САМОМ СЕБЕ. Ведь один из признаков образа Божия в нас – именно эта способность к творчеству.

Человек не может не творить. Он по своему естеству творец. Духовно-нравственный человек — творец тем более. Служение Богу, наука, искусство, медицина, педагогика — да любые сферы человеческой деятельности — требуют творческого подхода.

В творчестве человек уподобляется Богу, восходит на, казалось бы, недостижимые высоты. Творчество отражает наши идеи, мечты, фантазии. Творчество — это духовное зеркало.

Помните эти слова?


Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.

1 Петр. 4:10


А ПЕСНИ Майкла Джексона спустя годы волнуют наши сердца, становятся символично гимнами о правах человека и  о проблемах окружающей среды. Воздействуют светлО-духовно и эмоционально на нас.

Вот Майкл Джексон и служилкак мог по максимуму, в тех условиях, которые были и есть в современном шоу-бизнесе. В ТОЙ МАТРИЦЕ (системе)… в той МАСКЕ-ПЕРСОНЕ, в которой он вырос, жил и творил.

Конечно, когда мы молоды, мы надеемся свернуть горы и верится, что это возможно. ЧТО ИМЕННО Я — МЫ — кардинально изменим систему-матрицу и мир станет лучше.

Возможно ли это ? Нужны ли такие подвижники?

ВОЗМОЖНО! Потому Мир еще и существует, пока есть такие люди!

Только самим Героям система мстит. А «Фортуна шоу-бизнеса» отворачивается, если ты нарушаешь правила игры.

Если ты идешь своим путем — рвешь с людьми, которые работают в этой системе…

А это вряд ли забывается… Человеческая природа — это нужно учитывать…

И все будет нормально с этой фортуной, если артист вовлекается в эту матрицу современного шоу-бизнеса — вольно или невольно сам становится частью этой МАСКИ-ПЕРСОНЫ.

Только «чему-кому» служит тот или иной артист, вот ведь вопрос?

Или это вопрос выживания в этой системе?

ПОТОМУ-то картинка «ГЛАЗА», которые смотрят на нас, несколько отстраняются от МАСКИ-МАТРИЦЫ «Dangerous» окружающего мира,

и тем самым очень точно передают всю сложность положения Майкла Джексона.

Практически ПАТОВУЮ ситуацию выбора, в которой Джексон оказался в начале 90-х годов.


Я пытаюсь подражать и следовать Иисусу, потому как Он завещал любить детей, быть такими же чистыми и невинными как дети, смотреть на мир глазами детей и видеть волшебство во всем, что нас окружает…

Майкл Джексон прямой эфир февраль 1993 г.


И ВЫБОР был окончательно сделан.

Об этом можно судить по всему тому, что произошло с ним дальше. И альбом Dangerous был важной вехой этого ПУТИ…

Итак, ПЕРЕД НАМИ художественное произведение ДЖЕКСОНА — ЕГО АЛЬБОМ.

ОН отражает ЕГО ИДЕИ, МЕЧТЫ и ФАНТАЗИИ.

А ЕГО ПЕСНИ — ИХ ПОСЛАНИЯ — являются ЕГО ДУХОВНЫМ ЗЕРКАЛОМ.

ОНИ — ЕГО ДУША.

Все мы обладаем небольшой долей воображения. Если посмотреть, ТО ГЛАЗА МАЙКЛА «ВЕДУТ нас далее», приглашая заглянуть ВНУТРЬ, чтобы ОТКРЫТЬ реально и фигурально это красивое послание Майкла Джексона.

Смотрим, КАК расположил Майкл песни в альбоме…

Присмотримся к повествовательному и эмоциональному аспекту Dangerous. Возможно, мы сложим из песен историю…

Краткие сведения взяты из Википедиипереводы не мои, где возможно даны авторские разборы…

ПРЕДСТАВЬТЕ, что вы совсем НИЧЕГО не знаете о Майкле Джексоне…  Песни — Его Душа , а не ОБЩАЯ МАСКА-ПЕРСОНА  — перед нами.

И именно погружаясь в этот его личный мир, можно понять Майкла и соприкоснуться с его духовными переживаниями. 

Потому давайте приступим…

С этой потрясающей песни начинает Майкл свой альбом. Jam…

Фактически ЭТО ПРИЗЫВ ко всем нациям. Сложно объяснить, просто читайте текст песни.


Нация к нации,
Весь мир,
Должен объединиться,
Чтобы встретиться лицом к лицу с проблемами,
Которые мы видим
Тогда возможно как-нибудь
Мы сможем их решить.
Я попросил свою соседку
Об одолжении,
Она сказала: «Позже»…
Что случилось
Со всеми людьми?
Мы потеряли любовь,
Зачем тогда мы живём?


Следующая песня «Why You Wanna Trip on Me» продолжает социальную тему — тему несправедливости мира. И не только… Майкл ставит явно неудобные вопросы к сильным мира сего, обращаясь к ним в песне.

Согласитесь, напряжение велико…


У вас есть проблема мирового голода —
Людям нечего есть…

У вас есть учителя школ,
Которые не хотят учить —
У вас есть взрослые люди,
Которые не умеют ни читать, ни писать;
Есть неисследованные болезни,
От которых нет лекарства;
У вас есть много докторов,
Которым нельзя доверять…

У нас есть больше проблем,
Чем мы можем понести:
У вас есть жестокость уличных банд
И кровопролитие на улицах,
У вас есть бездомные люди,
Которым нечего есть
И которым нечего одеть
И которым нечего обуть…

У нас есть проблема пристрастия к наркотикам
В сознании слабых людей;
У нас есть столько коррупции,
И зверства полиции;
У нас есть простые рабочие,
Которым не созданы условия для труда,
Так скажите мне:
Что вы делаете
Для того, чтобы попытаться остановить это?

Почему вы зациклились на мне?


Песни, полные социального драматизма, вдруг сменяются совсем иной темой…

Четыре песни идут друг за другом. Такой мини-цикл.

О Любви.

О чувствах.

Об искушении и о противостоянии оному…

Кажется, что это случайно, но нет.

Для Майкла Джексона построение более гуманного общества является также основанием для личного счастья… Он призывает к Любви и изменениям во всех сферах жизни человека.

Начинается этот мини-цикл с песни In the Closet / В потайной комнате.

Трек должен был стать дуэтом Майкла Джексона и Мадонны (почему выбрана была Мадонна также понятно), однако сотрудничество с певицей было прекращено ещё на начальном этапе создания песни: музыкант отказался от её идей текста.

Рабочим названием композиции было Coming Out Of the Closet /Раскрывая тайну.

В тексте певец повествует о том, что его пытается соблазнить девушка. Девушка (Мадонна) представлена как символ ИСКУШЕНИЯ. Подробнее можно почитать по ссылке.

Потом следует She Drives Me Wild / Она приводит меня в бешенство — авторский разбор по ссылке.

Далее идет великолепный сингл Remember the Time / Помнишь ли время?

Критики отмечали, что по своей стилистике песня была абсолютно «чернокожей», также, как и актёрский состав сопровождавшего её видеоклипа…

Джексон посвятил песню Дайане Росс…

Кому интересно почитать больше — есть Википедия, и фанские исследования (здесь и здесь)

Заканчивается этот мини-цикл песней Can’t let her get away / НЕ МОГУ ПОЗВОЛИТЬ ЕЙ УЙТИ

Такая вот история…

Можно сказать что в них Майкл делится с нами своими переживаниями — очень и очень личными…

Далее опять идет великая песня с социальным посылом. Она не нуждается в представлении. Heal the World / Исцели этот мир

Читать о песне по ссылке (википедия)


Исцели этот мир
Сделай его лучше
Для тебя и для меня
И для всей человеческой расы
Люди умирают
Если тебе не безразлична
Жизнь
Сделай мир лучше
Для тебя и для меня


Далее слова по ссылкеДумаю, комментарии излишни…

Логично, что продолжает тему не менее знаменитая Песня Black or White. Сингл этот традиционно принято считать антирасистским призывом, хотя месседжи ЕГО этим не исчерпываются.

Песня очень многослойна. Майкла за нее общество прессовало — особенно за последнюю часть. Майкл был вынужден оправдываться.

Вторая часть видеоклипа, в которой певец танцует, превращаясь в черную пантеру и круша всё вокруг, вызвала шквал критики и была незамедлительно запрещена на американском телевидении — её посчитали слишком провокационной. К ротации была допущена лишь первая половина ролика.

Подробнее можно почитать по ссылке или в иных источниках — например в Википедии.

Хотелось еще вот что добавить. Из-за «Black or White» у Майкла разгорелся конфликт с братом. Осенью 1991 года а именно, 2 ноября, Джермейн Джексон выступил с заявлением, что песня Майкла «Black or White» является плагиатом его песне (подробнее об этом здесь). Он утверждал, что песни отличаются только текстом и призвал все радиостанции мира НЕ ставить в эфир песню украденную у него.

Такой вот брат у Майкла.


Случайно или нет, но следующие за Black or White песни так или иначе посвящены ПРЕДАТЕЛЬСТВУ. В том числе, в любви…

Who Is It / КТО ЭТО?

Эта мрачная ритм-н-блюзовая композиция начинается со звучания женского сопрано в исполнении Линды Хармон. В тексте повествуется о предательстве…

Продолжает тематику коварства и вероломства песня Give in to Me / УСТУПИ МНЕ

Критики называли песню лучшим хард-роковым исполнением Джексона в его карьере. Композиция по их мнению получилась более гранжевой, чем другие песни музыканта в этом жанре. Певец написал Give in to Me вместе с Биллом Боттреллом.


Ну, а следующие песни рассказывают просто КАК ОТКРЫТАЯ КНИГА О переживаниях Майкла и о его духовных ценностях. В этих песнях он рассказывает о том, ЧТО является его духовной опорой в жизни, поддержкой и обращается к людям всего мира…

Will You Be There / Будешь ли Ты там?


Обними меня,
Как река Иордан,
И я скажу Тебе, что
Ты мой друг

Поддержи меня,
Словно Ты мой брат,
Полюби меня словно мать,
Будешь ли Ты здесь?


Авторский разбор песни здесь.

В качестве вступления к этой композиции Джексон использовал отрывок из Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена.

Will You Be There построена в строфической песенной форме (без припева), способствующей развитию импровизаций, и формы «зов и ответ», характерных для жанра госпела.

ДАЛЕЕ Песня Keep the Faith/Храни веру органично продолжает духовно-нравственную тему. ОНА повествует о вере в себя и в способность человека изменить мир к лучшему.


Если ты произнесёшь это громко,
То это дойдёт внутрь сознания
Пройдя сквозь самое сердце твоей капитуляции
Прямо к твоим отговоркам,

И ты сможешь произнести эти слова
Так, как ты их понимаешь.
Но сила в Вере
Поэтому дай себе шанс!

Потому что ты можешь
Забраться на самые высокие горы,
Переплыть самые глубокие моря —
Всё, что тебе нужно, это
Воля захотеть этого
И немного самоуважения.


Песня была написана Гленом Баллардом и Саидой Гарретт. Как и Man in the Mirror, написанная ранее для Джексона этими  же авторами…

Далее идет удивительная композиция Gone Too Soon. Gone Too Soon — баллада, написанная Базом Коэном и Ларри Гроссманом (здесь можно прочесть подробнее).

Певец записал и включил её в альбом в память о юной жертве СПИДа — Райане Уайте. Джексон дружил с Уайтом и поддерживал его до самой смерти в марте 1990 года. Стойкость это мальчика , его борьба и желание жить потрясают…


Подобно комете,
Пересекшей вспышкой вечернее небо –
Ушёл слишком рано…

Подобно радуге,
Погаснувшей во мгновение ока –
Ушел слишком рано…


Журналист Джейсон Кинг писал:


Музыкант выпустил свой трибьют в тот период 90-х, когда не было ещё практически ни одного хип-хоп артиста, желавшего говорить о СПИДе публично. Эта песня — неподдельное выражение переживаний Майкла о судьбе Уайта…


Завершающий трек Dangerous

Первая демоверсия была написана и записана Джексоном в сотрудничестве с Биллом Ботреллом.

Основой для композиции тогда послужила песня Streetwalker, не вошедшая в альбом Bad.

Решайте сами, что Майкл хотел выразить этим танцем под трэк…


Опасна,
Эта девушка так опасна,
Я должен молиться Богу,
Потому что знаю, как
Похоть может ослеплять,


Это – страсть в моей душе,
Но ты, черт возьми, мне не любовница…


Закончена Dangerous была с Тедди Райли…

Ну как вам альбом?

Фактически, так или иначе, Майкл касается в альбоме и извечных тем — пороков, которые всем известны, и которые лежат в основе множества других грехов: гордыня (тщеславие), алчность, зависть, гнев, похоть, лень… и очень важной темы ЛЮБВИ — любви во всех проявлениях — как средства спасения наших душ…

Правда, разлад мечты и действительности, приобретает у Майкла в некоторых песнях трагический характер. Майкла мучает боль за страдающих и униженных…

В альбоме возникает образ слушателей, к которым постоянно обращается Майкл.

Обратите внимание! Это и сильные мира сего:


Скажите мне,
Что вы делаете,
Чтобы остановить это?


И простые люди…

И женские образы…

А сферы волшебного и реального едины в нескольких синглах. Красочность контрастов подчинены главному — сочетанию и одновременно противопоставлению реального и фантазийного.

В конце альбома Майкл также раскрывает перед нами мир детской души, как нечто тонкого, чистого…

Перед нами раскрыты темы, которые волнуют Майкла. Они вплетаются органично друг в друга.

Это темы сострадания, ведь Майкл не разделяет их. Да это и невозможно.

Его ЭМПАТИЯ была столь велика, что он чувствовал страдания и боль других людей, пропускал их через себя… Для человека, который empaths (эмпатик) это был не выбор существования. То есть он идентифицировал себя в понимании чьей-либо ситуации, чувств, и побуждений. Фактически они были также и его личной жизнью…

И Майкл постоянно испытывал интенсивную боль душевную и физическую вследствие своей эмпатии.

Особенно по отношению к людям, которые являются самыми незащищенными в нашем жестоком мире. Особенно — ДЕТИ.


И как мы теперь понимаем, при желании можно увидеть в рисунке обложки спрятанные аллюзии, которые могут быть соотнесены с песнями. Очень все просто — ведь художник Райден использовал Архетипы — первообразы, которые лежат в нашем сознании.

А Майкл в своих песнях затронул извечную проблематику несправедливости, любви, предательства, сострадания — они понятны всем народам.

Например, мотив «Планета Земля и ее страдания» находятся в центре рисунка композиции…

В завершающей части, которую выложу позже, при расшифровке более мелких символов, это будет очевидно.

ТАКЖЕ очень важна тема ВЕРЫ.

Вопросы Добра и Света. Лейтмотив выбора между Добром и злом.

Текст из O, Fortuna сопровождающие тизер Dangerous

O, Фортуна,
словно луна
ты изменчива,
всегда создавая
или уничтожая;
ты нарушаешь движение жизни,
то угнетаешь,
то возносишь,
и разум не в силах постичь тебя;
что бедность,
что власть —
всё зыбко, подобно льду.

Судьба чудовищна
и пуста,
уже с рождения запущено колесо
невзгод и болезней,
благосостояние тщетно
и не приводит ни к чему,
судьба следует по пятам
тайно и неусыпно
за каждым, как чума;
но не задумываясь
я поворачиваюсь незащищённой спиной
к твоему злу.

И в здоровье,
и в делах
судьба всегда против меня,
потрясая
и разрушая,
всегда ожидая своего часа.
В этот час,
не давая опомниться,
зазвенят страшные струны;
ими опутан
и сжат каждый,
и каждый плачет со мной!

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *