МАЙКЛ ДЖЕКСОН И СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО — предисловие

© автор — Elena_Pesko

Инструмент актера — его внутренние (психические) и внешние (физические) данные,
которые называются его «элементами творчества».
Тело актера, голос, нервы, темперамент являются его орудием труда,
объединяя творца и материал в единое целое.
Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии
виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных.
Станиславский К.С.

Все согласятся со мной, что Майкл Джексон полностью освоил и свое тело, и свой голос. Всё то, что является его «элементами творчества». Это он и демонстрировал нам всю свою жизнь — свое АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО. Причем как на сценической так и на «личной» площадке…

… а публикой были все мы…

… а он — Великим Актером.

Начну я с простого, хоть и не самого важного (почему, не знаю — таково мое желание). Именно с этого небольшого приема системы Станиславского я начну свой рассказ — с приема, который так ценится в актерском и ораторском искусстве.

УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ ПАУЗУ.

Что же это такое? Почему перед началом выступления надо делать паузу? Зачем нужна пауза? Какую роль она выполняет?


Пауза выполняет очень важную функцию. Во-первых она привлекает и захватывает внимание публики. И даже если вы в середине выступления сделаете паузу, внимание зала вернется к вашему выступлению.

Во-вторых, в паузе, собственно, и происходит так называемая «постановка на публике», то есть окончательно устанавливаются отношения между актером (оратором) и аудиторией: «кто главный» — актер говорит, публика слушает.

Сколько по времени должна быть пауза? Есть разные оценки, в зависимости от размера зала.


Читала, что если это это Большой Театр, то время от появления до пика внимания публики оценивается примерно в 12-15 секунд. Если это обычный конференц-зал на пятьдесят человек, то время максимума внимания будет около 5-7 секунд. Если аудитория совсем маленькая, можно сократить паузу и до 3-х секунд. Но пауза должна быть!

(А если толпа огромная??? Сколько нужно секунд? А может и минут?)


Если пауза передержана — что будет происходить с публикой? Правильно, когда пик внимания пройден, оно неизбежно будет ослабляться и опять пойдет шумок. Поэтому хорошему актеру или оратору важно чувствовать время и начинать выступать на пике внимания!

Что делать в паузе? Сама пауза также не должна быть пустой — пустая пауза разочаровывает зрителей. Она должна быть заполнена внутренней жизнью.


Так и хочется сразу отметить: ДА!.. Майкл был большой спец в этом!

Есть история про Константина Сергеевича Станиславского, который на актерском тренинге давал задания своим ученикам просто держать паузу на сцене перед зрителями. Почти все не выдерживали, улыбались, хихикали, мялись на месте, играли мимикой лица.

И, наконец, Станиславский вышел сам и стал внимательно смотреть в зал — и все студенты почувствовали заполненность, значение паузы, даже его внутренние размышления. Он молча смотрел в зал две минуты, и аудитория не скучала — насыщенная пауза держала внимание.

Поэтому правило такое для актеров (или ораторов)…


В паузе актер собирает взгляды людей из разных секторов зала, оценивает их готовность, думает об их лицах, об их внутреннем состоянии.

Помним, что актер должен находиться в состоянии Хозяина зала. И тогда пауза становится многозначительной и насыщенной. Секрет такой паузы — в концентрации внимания на людях в зале.


Ничего вам не напомнило? Мне лично это напомнило начало многих выступлений Майкла, его слова из This Is It о том, что — «надо держать паузу» — «помариновать зрителей».

Так что Майкл был явный поклонник системы Станиславского и его ученик. Джексон выступал на огромных аренах, так что и паузы его были весьма большими.

Почти минуту… Молодец. Майкл всё правильно подсчитал. Кто бы сомневался. Или даже интуитивно чувствовал — когда и сколько надо ее держать.

И потому насладимся его ПАУЗОЙ — сосчитаем секунды.

Некогда прочитала такие сведения о Марлоне Брандо:


Убежденный сторонник системы (метода) Станиславского, Брандо своими первыми же киноработами существенно поднял планку актёрского мастерства в американском киноискусстве и послужил эталоном для таких актёров следующего поколения, как Омар Шариф, Аль Пачино, Уоррен Битти и Роберт де Ниро.


и еще…


Брандо с раннего детства обладал удивительной способностью имитировать и поглощать манеры людей, которых он играл, и точно показывать их характерные черты.


Вам никого это не напоминает?

Правильно, это напоминает САМОГО Майкла. Данные ему от Бога ТАЛАНТЫ! Его удивительную способность копировать манеры и поведение людей…

Об этом вспоминают многие. Дайяна Росс, например.

Майклу эта способность также была дана, как и Брандо, изначально от природы, и он спокойно копировал голоса, а также обычные и танцевальные движения своих кумиров.

А при съемках Волшебника (The Wiz) с первого раза повторял всё, что надо было надо сыграть. Вызывая этим раздражение других актеров.

Так что в более зрелом возрасте Майклу было о чем поговорить со своим другом Марлоном Брандо. И если вдруг (!!!) Майкл не знал или не умел чего-то, то его друг мог его и просветить и посоветовать что-то оригинальное… В общем, углубить его познания о таинствах актерского ремесла — в том числе, и по системе Станиславского.

Все мы любим многочисленные эмоциональные выступления Майкла. Мгновения, где он заставлял сопереживать ему огромный зал и вызывал бурю эмоций.

Например, I Want You Back / The Love you Save / I’ll Be There, где он всегда плакал во время исполнения.

В системе Станиславского есть целый раздел посвященный этому. И называется этот раздел:

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Актер может вызвать в себе то или иное чувство исходя из своего собственного эмоционального опыта. Возникнув первоначально, как оживление многократно испытанного в жизни, сценическое чувство в дальнейшем приводится в связь с вымышленными сценическими поводами.

Итак, смотрим (особенно момент в конце выступления). Здесь есть и пауза, есть и эмоции. С 5. 09 минуты: Michael Jackson — Jackson 5 Medley Live In Bucharest 1992

Как-то прочитала прекрасное высказывание:


На сцене главное — это уметь по желанию смеяться и плакать. Если мне нужно заплакать, я думаю о своих любовных делах. Если мне нужно засмеяться, я думаю о своих любовных делах.

Гленда Джексон


Все актеры учатся этому умению.

И есть масса приемов, которые позволяют включить эмоцию и выключить. И… пусть бросают меня тапками… но Майкл владел этими приёмами в совершенстве.

И использовал часто. Это простая техника, у Михаила Чехова полно таких упражнений — можно ознакомиться по ссылке. Я верю, что Майкл их практиковал. Когда это ему требовалось. Ведь не всегда можно быть на одной и той же волне.

И видео, которое было выложено выше, для меня лишнее подтверждение этого. Я также верю и знаю, что чувства Майкла были на сцене очень искренними.

А сейчас, немного в сторону…

Я не знаю, сколько у Майкла в библиотеке было книг по психологии, но знание психологии, очень важно для совершенствования актерского мастерства. И нужно для многих целей. Думаю, что много было таких книг у Джексона…

Конечно, Майкл выступал с детства, он был избавлен от многих страхов. И узнал многое по этому направлению очень давно.

Например, такое явление как «страх сцены». Могу ошибаться, но вроде это явление называется «публичным одиночеством». Человек выходит на сцену, на него смотрит много людей (я уже не говорю о тысячах). Если не быть к этому готовым, то дыхание становится спертым, тело зажимается, кожа краснеет и хочется уйти…

Майкл же просто наслаждался сценой. Но знание человеческой психологии очень нужно. Всегда. Майкл общался со своими поклонниками, с толпой… Вел сам свои финансовые дела. А это тоже особая психология.

Так что сочетание этих знаний плюс владение актерским мастерством давало ему большие возможности.

Майкл мог быть смешным…

Сексуальным…

Публичным…

И думаю, Майкл мог спокойно, как покерный игрок, вводить в заблуждение людей, которые с ним близко общались… И не очень близко…

ПРИ ЖЕЛАНИИ, конечно… Майкл ведь большой шутник…

Но продолжим…

Что еще важно уметь актеру? Я выбрала моменты, которые как я думаю, Майкл Джексон активно претворял на сцене, в кино и в жизни. Два пункта я уже озвучила.

Давайте обратимся к системе Станиславского. Очень интересно просто ознакомиться с некоторыми моментами. Я частично перечислю некоторые — без комментариев, так как они в комментариях не нуждаются. И так понятно, что Майкл владел всем этим. На других остановлюсь немного подробнее.


Мышечная свобода — умение актера естественно выполнять самые разнообразные движения.

Пластика — способность целесообразно распределять мускульную энергию (да… с пластикой — было всё отлично 😀 )

Дикция и пение. Имеется ввиду не пение в чистом виде, а использование основных законов звукообразования, свойственных вокальному мастерству, обязательных как для поющего, так и для говорящего актера.

Необходимость найти ту «непрерывную линию» голоса — тона, тот тональный стержень, который пронизывает, связывает всю нашу речь с ее подвижностью, изменчивостью, остановками, акцентами, темпом и ритмом.


Что хочу сказать по этому пункту… Насчет вокала — думаю, комментарии излишни.

Но можно коснуться обычной речи Джексона. У Майкла был весьма узнаваемый голос. И — дикция. Думаю, Майкл специально выработал СВОЙ тонально-узнаваемый всеми голос (как кстати и походку). В жизни он в основном говорил тихим мягким голосом. Но ведь мог говорить и иначе. И тогда его голос был намного ниже, более мужской.

Но в любом случае, его голосовая манера общения всем знакома, и служила даже объектом для многих пародий:

Главное, Майкл добился того, чего хотел. Он был узнаваем. И даже очень.

Но когда он желал, он спокойно мог и сыграть своим виртуозным голосом кого угодно.

Да и спеть так, чтобы вызвать споры… Он ли это поет на самом деле? Мы же привыкли к его манере… Вспомним все песню 2000 Watts. Сколько было споров!

Вот еще пункты от Системы Станиславского..


Зритель верит в то, во что верит актер. Общение. Актер должен уметь общаться. Сверхзадача и «сквозное действие». Сверхзадача есть то, ради чего актер работает в конечном счете. Сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в душе самого артиста.

Только такая — ставшая личной сверхзадача рождает у актера эмоциональные побуждения к действиям, необходимые для ее осуществления. Этот действенный путь к осуществлению сверхзадачи Станиславский называл «сквозным действием».

Сквозное действие проходит через всю пьесу, определяя задачу каждой отдельной сцены и наполняя действия, необходимые для ее осуществления, эмоциональным содержанием. Без сверхзадачи и сквозного действия и роль, и спектакль распадаются на отдельные сцены, лишенные единого, объединяющего их замысла.

Атмосфера рассматривается в «Системе» как эмоциональная окраска каждого действия, сцены, эпизода — всего спектакля. Зависит от предлагаемых обстоятельств, от события, от сверхзадачи, конфликта, темпо-ритма, «зерна», взаимосвязана со сквозным действием, зависит от действующего лица от его характера, способствует созданию целостности спектакля.


Ну что сказать? Почти все мини-фильмы, клипы, действо Майкла на сцене построены по этому принципу. Плюс ко всему еще много всего от Системы Станиславского…

И как пример, это: метод физических действий. Заключается он в том, что заставляет актера фантазировать, оправдывать, наполнять физическое действие психологическим содержанием.

Физические действия становятся катушкой, на которую наматывается все остальное: внутренние действия, мысли, чувства, вымыслы, воображение. Ну и этот прекрасный видео-ряд — подтверждение вышеизложенного.

ЭНЕРГЕТИКА МАЙКЛА потрясает, как и всё его сценическое мастерство!

Разговор о системе Станиславского еще впереди также, как и об актерском мастерстве Майкла Джексона…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.