3) ВРЕМЯ: повелители времени (часть вторая — Moonwalker — начало)

© автор Elena Pesko

Как говорила в первой части, творческие произведения Майкла имеют между собой незримые связи. И песня Another Part of Me органично соединяет фильмы «Капитан Ио», 1986 года и «Лунный Странник» (MOONWALKER), 1988 года.

Эта песня присутствует в Трейлере фильма:

В «Капитан ИО» Майкл — настоящий супер-герой, который расколдовывает Планету с помощью Музыки и Танца. Теперь (следуя подсказке самого Майкла, данной всем нам) он предстает перед нами на планете Земля.

Давайте же следовать за Ним…

Первые кадры фильма «Moonwalker». Мы видим море огней…

За каждым огоньком скрывается человек — маленькая вселенная. Можно сказать, что перед нами тысячи вселенных.

Эти вселенные образуют Мир, который называется Планета Земля. Именно к ней через эти вселенные, обращается Майкл со своим Посланием. Это послание — песня Man in the Mirror.

Возникает убеждение, что Man in the Mirror является символичным Тизером ко всему фильму, т. е. пояснением, позволяющим понять ИДЕЮ всего действа.

В этой песне-тизере Майкл призывает всех осознать очень важную вещь.

Проносятся кадры событий последних лет… Гриб атомного взрыва, голодающие дети, другие печальные события.

Сменяются пожимающие друг другу руки президенты: Картер, Рейган, Горбачев…

Выступают духовные лидеры: Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг, мать Тереза…

… Джон и Роберт Кеннеди, Джон Леннон… а простой народ как страдал, — так и продолжает страдать…

Никто из стоящих у власти не сможет изменить мир, ни в чьей власти осуществить это, даже супер-герою, если каждый человек не посмотрит сам на себя в зеркало и не осознает корень ЗЛА на Планете Земля.

Каждый должен спросить у себя: КТО же ОН — человек в зеркале — на этой планете?

В конце песни Man in the Mirror Майкл стоит раскинув руки. Символично очень.

Man in the Mirror — это уникальное энергетическое соединение музыки и слов. А ее посыл продолжает тему фильма «Капитана ИО». Капитан Ио смог изменить некую Планету, зараженную Злом, спас ее с помощью Музыки и Танца.

Но, если предыдущий фильм был достаточно «легким» для восприятия, «Moonwalker» более сложен, а тема, поднятая в нём Майклом, очень серьезна.

Планета Земля… С каким воплощением Зла хочет побороться здесь Супер-Герой?

Капитан в песне-тизере призывает — обращается ко всем. Он понимает, что одному ему не справиться.

По ссылке — все слова и перевод песни. Частично процитирую:


Я должен раз и навсегда
Изменить свою жизнь,
И это будет действительно здорово,
Всё станет другим,
Всё станет правильным…

Я поднял воротник
Своего любимого зимнего пальто —
От этого ветра у меня выносит мозг.
Я вижу детей на улице,
Которым нечего есть…
Кто я такой, чтобы закрывать на это глаза,
Притворяясь, что не замечаю их нужд…

Летнее равнодушие…
Разбитое горлышко бутылки
И душа одного человека….
Они следуют друг за другом туда,
Куда подует ветер,
Потому что им некуда идти…
Поэтому я хочу, чтобы вы знали….

… что я начинаю с человека в зеркале,
Я прошу его измениться.
Ни одно послание не может быть яснее:
Если вы хотите, чтобы мир стал лучше,
Посмотрите для начала на себя и изменитесь, эй!
На-на-на, на-на-на, на-на-на-на, о, да!

Я был жертвой
Эгоистичной любви.
Настала пора мне осознать,
Что есть бездомные,
У которых нет лишнего цента…
Неужели слова, что они не одиноки, — лишь притворство?…

[…]

Ни одно послание не может быть яснее:
Если вы хотите, чтобы мир стал лучше,
Посмотрите для начала на себя и изменитесь, эй!
Вы должны всё правильно понять, пока у вас есть время,
Потому что если вы можете закрыть сердце,
(не закрывайте разум!)
Значит, вы закроете и разум…

[…]

Ни одно послание не может быть яснее:
Если вы хотите, чтобы мир стал лучше,
Посмотрите для начала на себя и изменитесь, эй!


Хочу вновь напомнить, что в предыдущей части зачиналась тема Супер-Героя. Повелителя Времени и Пространства в творчестве Майкла Джексона — Капитана Ио, который борется со злом.

Отсюда вопрос: а есть ли действительно в фильме «Moonwalker» Супер-Герой? Конечно, ответят те, кто видел этот фильм. НО раз есть КАПИТАН — Супер-Герой, то ТЕМА ДОБРА И ЗЛА должна быть обозначена четко.

Многим, кто смотрел этот фильм, казалось, что сюжет собран хаотично. Но это не так.

  • Есть песня-тизер. Прелюдия, приквел о самом Капитане.
  • Потом — на 35 минуте — начинается игровая «супер-геройская часть», в которой наиболее полно раскрывается тема фильма.

Хочу обратить ваше внимание, что такое вот деление — 35 минута и акцент на ней — было сделано по всем правилам золотого сечения (у Майкла продолжает прослеживаться этот принцип, вспомним Триллер, о котором я уже писала у себя).

  • И есть яркое поразительное окончание, о котором также стоит сказать позже. 

Теперь определимся с темой Анти-Героя. То есть давайте определимся с темой Зла.

С каким именно ЗЛОМ борется Капитан — Майкл Джексон? И как раскрывается эта тема в фильме?

Частично ответ уже дан в песне Man in the Mirror.

Слова и видео-ряд определяют важные темы «Moonwalker», которые волнуют КАПИТАНА.

Я вижу детей на улице,
Которым нечего есть…

Да, вне сомнения, это всемирное бедствие — бездомные дети.

На что еще хочет обратить наше внимание Майкл?

Ведь это Зло, в причинах которого виноваты взрослые, имеет и свои последствия для планеты Земля.

Дети живут в Мире Взрослых. И если Дети не окружены заботой и любовью, то они и есть самые уязвимые, самые незащищенные от ЗЛА на этой Планете.

И ЭТО пугает Героя Капитана Ио. ИБО ДЕТИ — ЭТО настоящее и БУДУЩЕЕ ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ.

Майкл в этом послании говорит и о себе, как о бывшем ребенке, и о себе, как о взрослом .

Ибо за славой Герой часто забывает о том, для чего он пришел на эту Землю. Как и все люди на земле. Всем надо найти ответ на этот вопрос. Изменив лишь себя через это осознание, через Любовь люди смогут повлиять на БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ планеты ЗЕМЛЯ… превратившись, быть может, даже в супер-героев…

И Майкл очень креативно раскрывает эту тему в фильме. Касаясь очень больных проблем, одну из которых оглашает через главного отрицательного персонажа…


Обратимся к фильму «MOONWALKER».

Я не буду в полном объеме пересказывать последовательность сюжета. Подробнее посмотреть и почитать можно по этой ссылке, информацию частично черпала из этого источника.

Итак, о ТЕМЕ фильма.

Критики жаловались на отсутствие какого-либо сюжета в фильме и на то, что музыкальные клипы плохо связаны между собой.

Так ли это ? Теперь мы можем посмотреть на это иными глазами. У нас есть:

  • ТИЗЕР;
  • и слова из фильма главного ЗЛОДЕЯ — такого вот ЧЕЛОВЕКА-ЗЛО.

Чтобы мы, зрители, поняли о чем идет речь:


«Мое имя войдет в историю. Помните, — юные потребители — самые преданные потребители. Помните это, помните это! Я заставлю каждого школьника полюбить наркотики».

фильм Moonwalker, фраза Лидео — человека-зло


Так что определилась генеральная линия фильма — наркотики (марихуана). И не только наркотики. Есть и еще одна неявная тема, о которой напишу ниже.

И у нас есть герои фильма — ЭТО КАПИТАН и ДЕТИ. Причем тема Добра и Зла выделена и зрительно.

Добро — это светлое место, похожее на Неверленд. Да и вообще все яркие краски, белый цвет в фильме.

А всё ЗЛОе действо разворачивается в ночи, в темном городе, похожем на Готэм-сити, который стал отражением всех пороков и недостатков американского общества, преступной столицей DC Universe. Темнота… запустение… паутина… страх…

Всё начинается с приквелла, рассказа о Капитане — о его детстве, о том, как он стал СУПЕР-ГЕРОЕМ, способным с помощью Музыки и Танца лечить Планеты…

Мы наблюдает его процесс становления в МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ. Нам рассказывают о трудностях, с которыми сталкивается главный герой.

А еще есть тема Голливуда. Как вы думаете, почему? Вроде смешно, а вроде и не очень…

И от чего и от кого всё время УБЕГАЕТ-то Майкл в фильме? Это бесконечное УБЕГАНИЕ также пронизывает и игровую часть фильма, с 35 минуты. Этот повтор одного и того же действия, думаю, обоснован. Это УБЕГАНИЕ становится таким же равноценным «действующим лицом» всей картины.

И хотя тема «убегания от СМИ» до 35 минуты присутствует, есть и более генеральная тема всего фильма, и она совершенно ДРУГАЯ… Так может Майкл, кроме прессы, бежит от чего-то (или кого-то) иного?

Майкл активно перемещается и перемещает нас — зрителей — во ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВЕ, смешивая всё и всех…

Реальные кадры, кадры музыкальных видео, мультипликации, игрового кино. Очень интересная и загадочная личность. Откуда он прилетел? На кадрах фильма с 35 минуты видим, что летящая звезда, похожа на корабль и как будто летит с Луны. Может поэтому и такое название — Лунный Странник (Луноход). Может там есть дом Капитана — его база?

Этот Странник обладает супер-способностями в фильме. Он может превращаться в кого угодно. И в мультяшных персонажей, и в средства передвижения (машины), и даже в космический корабль. Такой вот Робот-Трансформер. Для того, чтобы понять КАК связаны все части фильма, надо соединить КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

И связь станет очевидной.

ДЕТИ… БУДУЩЕЕ…

В начале фильма демонстрируется детство Майкла. Путь становления. Можно сказать, музыкальный бизнес. А потом такой вот оригинальный переход — Голливуд. Может статься, что Майкл открытым текстом вещает всем о проблемах в этих индустриях?

Давайте не забудем, что одними из главных действующих лиц в этом мини-фильме являются Майкл и дети. И тема — специфическая — наркотики. И Майкл убегает и убегает… И в итоге сражается против ЗЛА.


Поскольку в фильме есть тема наркотиков (в частности марихуаны), хочу немного раскрыть эту тему. По каким-то субъективным ощущениям, есть связь.

В 1930-х годах, после того как Рузвельт отменил запрет на алкоголь, Гарри Анслингер (Harry Anslinger), бывший глава Бюро по запрету спиртных напитков в США, возглавил образованное в 1930 году Федеральное управление по борьбе с наркотиками.

Вроде идея-то неплоха, а вот тезисы пугают. Да и сама компания оказалась провальной.

Вот некоторые из основных тезисов:


  • Марихуана позволяет негритосам считать себя не хуже белых…

  • … основной причиной запрета марихуаны является её влияние на дегенеративные расы…

  • Марихуана побуждает белых женщин к сексуальным связям с неграми, артистами и кем угодно…

  • В США 100,000 курильщиков марихуаны в основном негры, мексиканцы, филиппинцы и представители индустрии развлечений. Их сатанинская музыка, джаз и свинг, порождена марихуаной…


Хоть эти данные и не совсем 80-х годов, но они впечатляют.

Если в 1964 году число наркоманов, впервые закуривших марихуану, составляло 4400 чел., то в 1994 году достигло 74200 чел. (что составляет 1600% прироста). Число наркоманов, употребляющих ЛСД, в 1996 году составляло 1.1 млн., что в 2 раза больше, чем в 1980 году.

В докладе Мичиганского университета говорится: «Американские подростки употребляют больше запрещенных наркотиков, чем подростки любой другой развитой страны. 80% молодых людей в возрасте около 25 лет уже употребляли наркотики».

Коснемся чуть истории.

Так, 50-е годы прошлого века ознаменовались активизацией военного присутствия США в Турции, где была развернута сеть военных баз НАТО. В 1958 году американцы вводили свои войска в Ливан. Результат не замедлил сказаться – было положено начало этапу масштабной международной контрабанды тяжелых наркотиков.

Уже к 60-м годам был сформирован канал поставки зелья за океан, ключевую роль в котором играла сицилийская мафия.

Различные же эпизоды данной деятельности получили широкое освещение в классической детективной литературе и старых французских и итальянских фильмах. Однако это было только начало проникновения тяжелых наркотиков на американский рынок. Подробнее здесь.

Не отставал, как известно, и Голливуд. С самых первых дней в Голливуде наркотики были в большой моде и употреблялись открыто. Но в конце 20-х «фабрику грез» потрясла целая серия смертей: в «дурмане» погибли партнерша Чарли Чаплина Мейбл Норманд, Барбара Ламар (обе от кокаина), Уоллас Рейд (от морфина). и т. д.


Страшное, пугающее ЗЛО. И это взрослые люди. Но все они так или иначе были вовлечены в эту паутину… И многие из них в юном возрасте.

Даже и без всего вышеизложенного ясно, что ДЕТИ — брошенные и бездомные дети — входят также в группу риска. Они могут быть использованы и как распространители наркотиков и как потребители этого ЗЛА.

Они могут быть просто уничтожены, как ненужные никому…

Так что, это зло повсюду. Среди нас. И только сообща мы можем победить его — окутавшего нашу планету как паутина.

Это — Паук, который сосет кровь, разрушая всех.

И потому, тему в фильме тему «ЗЛО — НАРКОТИКИ» сопровождают не менее разрушающие общество темы. Их как минимум в фильме две или даже более. В таком многослойном и сложном фильме…

Наверное, уже всем ясно, почему Майкл вставил песню Smooth Criminal?

И против КАКИХ еще форм ЗЛА предстоит бороться Нашему СУПЕР — ГЕРОЮ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.