7) ВРЕМЯ: повелители времени (часть третья — DANGEROUS — глава первая)

© автор — Elena_Pesko

Ко всему сказанному в предыдущей части мне хотелось бы кое-что добавить.

Дело всё в том, что и фильм Moonwalker, и книга Майкла Moonwalk вышли после альбома Bad (Плохой), 1987 года.

А ситуация вокруг Майкла 1986-87 годов была вовсе не радужной. Таблоидные статьи шли одна за другой. В 1987 году журнал «People» вышел с фотографией Джексона и заголовок вопрошал:


Майкл Джексон. Он вернулся. Он плохой. Этот парень странный или как?


В том же 1987 году Фрэнк Дилео вновь опроверг слухи из СМИ о том, что Майкл спит в барокамере, пытается приобрести кости человека-слона и намеренно осветляет кожу.

Вот еще высказывания о Майкле и о туре Bad:


Никакой органики, только животный секс… сумасшедший, непристойный, лающий Джеко.


Высокобюджетный выскочка: весь мир бросился смотреть на вульгарного Джеко.


Вогель в своей книге замечает, что с 1985 года на Майкла в прессе посыпались разные нападки. И он не мог понять, что не так… Почему то, что раньше работало на него, теперь не работает? Что не так имиджем Майкла Джексона ?

А ведь в 1984 году Майкл удачно купил каталог The Beatles.

Не это ли было раздражающей причиной для тех, кто заправлял шоу-бизнесом?

Видимо, ЭТО именно ТО, что отразилось на всей его будущей жизни. Майкл набирал силу во всех отношениях. Становился всё более и более независимым. Давайте это помнить.

Всё вышесказанное написала лишь для того, чтобы не забывать: Майкл входил в работу над альбомом Dangerous атакованный таблоидами.

Фортуна к нему уже не так благоволила.

В мире происходило очень много событий, которые волновали Майкла, он сердцем реагировал на них. Это и гуманитарные катастрофы, несправедливость, проблема СПИДа…

И было много общения с людьми, которые формировали его мировоззрение. Да и сам он многое переосмысливал.

Это не могло не отразиться в ТИЗЕРЕ и в символике альбома Dangerous.

И еще одно. Как есть соединительные связи между книгой Moonwalk и фильмом Moonwalker, 1988 г. выпуска, так есть много параллелей между альбомом  Dangerous, 1991 года, и книгой Майкла Джексона  Dancing The Dream / Танцуя Мечту, 1992 года. Можно сказать, что в ней содержатся ответы на многие вопросы о мировоззрении Майкла.

А потому — приступим.


Гений настолько внутренне богат,
что любая тема, любая мысль, случай или предмет
вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.
К. Паустовский

Эту цитату я привела неслучайно. Мне бы хотелось вернуться к теме символики альбома Dangerous Майкла Джексона. Всегда было интересно, ЧТО могло послужить ТОЛЧКОМ для ИДЕИ Майкла изобразить на обложке МАСКУ?

Это слово вызывает много ассоциаций. И, конечно, вспоминается фильм «Маска» (1994 года).

И еще одна невольная общность.

Когда я смотрела впервые фильм Майкла Джексона Ghosts / Призраки, снятый Стэном Уинстоном в 1996 году, не могла избавиться от ощущения, что есть и визуальные и идейные связи, объединяющие оба фильма.

(Кстати, не мог Стэн Уинстон удержаться от того, чтобы не вспомнить «Чужого», где он также трудился над спецэффектами. В «Призраках» рука, вырастающая из тела мэра, почти повторяется этот трюк)

Сюжет фильма:

Банковский служащий находит старинную маску с изображением бога Локи, обладающую волшебной силой, благодаря чему его жизнь резко меняется. Он становится супер-героем .

В фильме Локи называют «богом зла», каковым он все-таки не является.

Но тем не менее, характер Локи передан достаточно верно, двойственную натуру этого трикстера отражают Стэнли (светлая сторона) и его соперник (сторона темная).

В общем, лейтмотив неуловимо похож — выявление человеческой натуры. И тема МАСКИ. Темные и светлые стороны человека. И внешняя обманчивость.

Правда в Ghosts — вот такой юмор, сродни юмору из фильма «Семейка Адамсов». Спасибо отдельное Стивену Кингу, который помогал Джексону.

А фильм «Маска» — иной. Он получился легкий и смешной, в этом заслуга лично Джима Керри. Хотя первоначальный замысел был противоположный.

Не кажется ли вам, что мы имеем дело с одним первоисточником? Во всех случаях: и в альбоме Майкла, и в фильмах. А что за первоисточник это может быть?

ЗНАКОМЬТЕСЬ.


«МАСКА» — КОМИКСЫ.

Прозвища:
Стэнли Ипкисс (Stanley Ipkiss), Большеголовый (Big-Head),
Лейтенант Митч Келлэуэй (Lt. Mitch Kellaway), Лобо (Lobo), Джокер (Joker),
Личность: Скрыта
Вселенная: Другие издательства
Пол: Не определен
Позиция: Антигерой


Маска (англ. The Mask) — серия комиксов издательства Dark Horse Comics, созданная писателем Джоном Аркуди и художником Дагом Мэнки на основе концепта Майка Ричардсона 1982 года.

После начала Dark Horse Comics Ричардсон предложил свой концепт автору Marvel Марку Бэджеру, что привело к недолгой серии под названием The Masque, которая изначально была запущена Dark Horse Presents.

Позже, однако, комиксы Бэджера стали слишком политическими, и Ричардсон закрыл серию, чтобы вернуть персонажа в прежнее русло.

Персонаж получил новый старт в 1989 году на страницах комикса Dark Horse под названием «Хаос» (англ. Mayhem).

Серия комиксов посвящена магической маске, наделяющей её носителя бессмертием и возможностью искривлять реальность, но делающая своего носителя безумным и кровожадным, вследствие чего приносящая своему владельцу сплошные неприятности.

Комикс выходил сериями по четыре комикса каждая с 1989 по 2000.

В 1994 году комикс был адаптирован в фильм Маска, роль главного героя и носителя маски в котором исполнил Джим Кэрри.


Повторю концепцию комикса.

Комикс повествует о различных людях, становящихся Большеголовым и вызывающих кровавый хаос, где бы они не появились.

Большеголовый — чрезвычайно жестокий псих. Он балансирует между антигероем и злодеем в зависимости от владельца.

Так что комиксы эти довольно зловещие. Ведь владелец нефритовой маски наделяется сверх-силами и становится вспыльчивее и ОПАСНЕЕ.

Что же можно в итоге сказать?

МАСКА — это ОПАСНАЯ / DANGEROUS сущность, которая и МЕНЯЕТ и выявляет СКРЫТЫЕ СТОРОНЫ того, на кого она одета.

Может именно ЭТОТ лейтмотив комикса послужил визуальной ФОРМОЙ того, КАК должна выглядеть обложка альбома Dangerous?

Мог ли такой источник, как «МАСКА», вдохновить Майкла и художника — Марка Райдена? Оба ведь были любителями комиксов…

И есть ли в итоге шанс понять, что хотели донести до нас Майкл Джексон и Марк Райден, совмещая такие несовместимые лишь на первый взгляд жанры (комиксы и сюрреализм)?

Для лучшего понимания еще раз поговорим о МАРКЕ РАЙДЕНЕ — художнике, который с помощью изобразительных средств «донес» это до нас. Итак,

МАРК РАЙДЕН

Марк Райден родился в 1963 в городе Медфорде, штата Орегон. Воспоминания о детстве у художника очень туманные. В своих картинах Марк Райден пытается вернуться к мрачным переживаниям того времени.


Я увлекаюсь вещами, которые вызывают воспоминания детства. Только в детстве человек современности может свободно и по-настоящему представлять. Дети могут видеть мир, где кролики плачут, а пчелы имеют тайны, где «неживые» предметы оживают.

Верю в действие воображения, которое торжествует в моем искусстве. Я не прячусь от ностальгии и сантиментов.


Очень часто СЕЙЧАС многие проводят параллели между творчеством художника и персонажами из книги «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. И Марку Райдену это льстит, ведь он считает себя истинным фанатом Кэрролла, и нисколько не возражает против такого сравнения.

В школе автопортреты с тремя глазами удивляли учителей, и они осуждали творчество маленького Марка Райдена.

Райден изучил искусство иллюстрации и окончил художественный центр колледжа дизайна в Пасадене в 1987 году, там он получил BFA.


Для начала, давайте разберемся хотя бы в простом — В ХРОНОЛОГИИ его творчества, до того, как он был приглашен SONY для работы над обложкой Dangerous (1991).

Вот что Марк об этом с гордым удовольствием ТЕПЕРЬ вспоминает:


До этого, я работал с Артистическим Директором Sony Music (Nancy Donald) во многих проектах (!), и, когда ей заказали проект для Майкла Джексона, она вспомнила обо мне.


Не знаю, может и много было проектов у Марка Райдена. Я «не нарыла»… Приходится верить на слово. Может Марк Райден несколько преувеличивает свою работу с Sony Music до Джексона — ради простого пиара?

Могу поделиться лишь тем, что нашла. Sony Music он был тогда известен по работе над обложкой песни группы Аэросмит — Aerosmith Love in an Elevator, альбом Pump (1989 год).

Так что в конце 80-х годов Райден был еще совсем иным: не таким одиозным и очень малоизвестным. Но со своими причудливыми взглядами…

И, КОНЕЧНО, радовавшийся такой удаче.

Первый успех к Райдену приходит лишь после 1994 года, когда он иллюстрирует книгу Стивена Кинга. МНЕ ДУМАЕТСЯ, ЭТО НЕ СЛУЧАЙНО. Вероятно, именно Майкл Джексон мог этому содействовать, так как Стивен Кинг помогал Майклу в работе над Ghosts (подробнее здесь).

А все известные «райденовские» работы, кои сейчас вызывают неоднозначное впечатление, еще только впереди…

Сольный дебют Райдена -шоу под названием «Мясо Show» состоялось в Пасадене, штат Калифорния ЛИШЬ 1998 году.

А если смотреть на его выставки, то становится понятно, что основная популярность — пик карьеры — к нему пришла лишь спустя 10 лет после того как Марк Райден работал над обложкой Майкла Джексона.

Почему его выбрало Сони и представило Майклу, трудно сказать. Но Майкл нашел с ним общий язык (может, темой «воспоминаний тяжелого детства»).

Также был и интерес к Карлу Густаву Юнгу. Это швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии, которого с увлечением читал Майкл.

Юнг был уважаем среди сюрреалистов, как и Фрейд, к коим и принадлежал по направлению в искусстве Марк Райден.

Как бы лично я не относилась к нему, думаю, он выгодно «словил волну большой тяги к ненормальности в современном обществе.»

И великолепно коммерчески это эксплуатирует до сих пор. В том числе и тему символов «тайных обществ».

Состоит ли он сам в подобных организациях? Не знаю, в сети ничего не нашла. Склоняюсь, как минимум, к мысли, что ему близка и интересна эта тема.

Но любимый символ — ГЛАЗ (еще пчела) — фирменный знак этого художника.

Мы их также видим на обложке альбома Майкла Джексона. Пчела просто огромная. Такая вот эго-пчела. От Марка 🙂 .

Влияние на Марка Райдена оказали такие художники КАК: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Иероним Босх, Джеймс Розенквист, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Витторе Карпаччо, Бальтюс, Адольф Вильям Бугро, Фрида Кало.

И теперь более понятно, почему на обложке есть, например, такое изображение, взятое у Иеронима Бохса, как «Сад Земных Наслаждений» под Королевой:

Иеронним Босх есть в списке влияния.

Просто Райден «тащил» уже в 90-х всё, что ему нравится  🙂 . Формировал свой стиль. И символ ГЛАЗ, к слову, также любимый символ сюрреалистов вообще и Сальвадора Дали в частности.

Как пример «тащения» — поздняя работа Марка.

Идею своей работы он, видимо, позаимствовал именно у Фриды Кало.

Без комментов  🙂 . Решайте сами — что же хотел сказать Райден этой работой?..

Читала очень много «мнений» о том, что эта обложка доказывает связи Майкла Джексона с масонами и иллюминатами (например здесь) потому как она содержит символику этих тайных обществ. Из этого делался странный по логике вывод о том, что Майкл Джексон разделяет эти взгляды. И является даже масоном.

Просто хочется напомнить тем, кто так рассуждает: всё-таки


Иску́сство (лат. eхperimentum — опыт, проба) — это образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.


Так что не всё так однозначно в искусстве-то. Но я обязательно посвящу этому отдельный пост.

А теперь немного о символике Альбома.

Я уже писала серию постов на эту тему. Но сейчас мне хотелось бы это сделать в более сжатой форме и переосмыслить некоторые символические значения изображений из Dangerous.

И потому очень важно понять КОНЦЕПЦИЮ — то вокруг чего формируется вся картина.

И еще одно — помните, что написала я вначале?

Как есть соединительные связи между книгой Moonwalk и фильмом Moonwalker, 1988 г. выпуска, так есть много параллелей между альбомом  Dangerous, 1991 года, и книгой Майкла Джексона  Dancing The Dream / Танцуя Мечту, 1992 года. Можно сказать, что в ней содержаться ответы на многие вопросы о мировоззрении Майкла.


Итак… Каков же ведущий замысел Майкла? Попытаемся понять.

И начнем с одного из первых вариантов обложки альбома, который указывает на ведущую, главную песню альбома — Heal The World.

Мы видим Планету Земля… И глаза Майкла, смотрящие из облаков.

На обложке (в итоговом варианте) внутри изображения, очень ПОХОЖЕГО НА СЕРДЦЕ, находится ЗЕМЛЯ, символично ПЕРЕВЕРНУТАЯ…

Так и хочется процитировать Planet Earth Poem из книги «Танцуя Мечту»:


Планета Земля, мой дом, мое место…
Неустойчивая аномалия в космическом пространстве.
Планета Земля — неужели ты только
Проплывающее мимо облако пыли?..
Юный шар, близкий к разорению?..

Кусок металла, призванный заржаветь?..
Частичка материи в бессмысленной пустоте?
Одинокий космический корабль, большой астероид? —
Холодный, как камень без оттенков,
Удерживаемый вместе небольшим притяжением…


В дальнейшем эта трагическая тема, столь близкая сердцу Майкла, будет еще более мощно усилена в песне Earth Song.

Источники: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *