ПОЧЕМУ МАЙКЛ ТАКОЙ, А НЕ ДРУГОЙ — часть третья

© автор Sway2008

[Данная работа создана при помощи книги Е. Левенталь «Характеры и роли»]

«I LOVE YOUR MORE» — Michael Jackson

АСТЕНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Огромен вклад астеников в развитие человеческой культуры. Их поразительная способность вживаться в мир людей и природы, тонкое восприятие окружающего мира вылились в создание целого пласта культурных и духовных ценностей.

Все эти произведения искусства, философские и религиозные построения содержат призыв помощи людям, помогают выработать сочувствие и терпимость по отношению к окружающим. Многие из астеников не ограничились лишь провозглашением альтруистических принципов, они посвятили свою маленькую жизнь их утверждению.

Во все времена астеники страдали от несовершенства мира, которому они старались противопоставить свою незаметную помощь другим людям. Милосердие, благотворительность, медицина, целительство, религиозное сподвижничество — вот примеры той практической помощи, которую оказывали окружающим эти люди — обладатели столь ранимой и хрупкой психики.

В самые суровые времена благодаря их практическим усилиям среди людей сохранились духовность, вера в любовь, добро, альтруизм. Замечательно не только их отношение к людям — удивительна степень их проникновения в жизнь природы, растений, эмоциональную сферу животных.

Астеники активно участвуют в экологическом движении и в столь необходимой и незаметной повседневной работе по сохранению природы нашей планеты.

ДЕТСТВО

САМООЦЕНКА — Здоровый ребенок.

Ребенок-астеник всегда отличается заниженной самооценкой. Он готов пропустить вперед себя других детей, с готовностью отдает им свои игрушки и в играх занимает самую невыгодную позицию. Однако он смеется, ему хорошо с другими детьми, хотя все же спокойнее и увереннее он чувствует себя рядом со взрослыми.

Невротизация. Налет невротизации лишает маленького астеника ощущения еще недавнего счастья. Любое незначительное ослабление нервной системы приводит к еще большему занижению самооценки.

Отныне ребенок видит в себе лишь одни недостатки, он все неувереннее чувствует себя в окружающем мире. Общение уже не приносит ему радости, а служит лишь источником обид и ощущения собственной никчемности. Ему так хорошо рядом с родителями, но и эта любовь отравлена сомнениями в ценности собственной личности, что вызвано его общей тревожностью и низкой самооценкой.


Из книги Ботича:

— Мы слышали как подъезжает его машина. Он вёл — он всегда водил свой огромный Мерседес, и ехал очень медленно. «Джозеф дома! Джозеф дома! Быстрее.» Бах, все захлопали дверями и побежали по своим комнатам


Так же комфортно ребенок чувствует себя рядом с теми, кто младше его, в отношении них он может изливать без оглядки присущую ему доброту и потребность заботы о другом существе.

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

А вот первая реакция здорового ребенка-астеника на окружающий мир — это любовь.

Прирожденная доброта маленького астеника приводит к потоку любви, изливающейся на окружающий мир. Здесь живут его близкие, которых он обожает и в отношении которых постоянно испытывает потребность заботы. Этот мир наполнен прекрасной природой, которую он так утонченно воспринимает.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Здоровый ребенок. Если дети с сильной нервной системой могут контролировать свои эмоции и скрывать их, то маленький астеник всегда понятен и открыт, как книга. Он дает мгновенный эмоциональный ответ на все события окружающей жизни. Он постоянно говорит близким о своей любви, он нежен и внимателен к их настроениям. Семья — его самая большая ценность, и он изливает на нее потоки обожания и заботы.

При нарастании невротизации прелестная светлая эмоциональность ребенка—астеника все больше сменяется тревогой и ощущением боли. Ребенок перестает улыбаться, он постоянно напряжен. Появляется чувство необъяснимого страха перед членами семьи. Он боится, что его не любят, что над ним будут смеяться, что его накажут. Он постоянно балансирует на грани любви и страха.

Возникающий страх перед родителями лишает его последней надежды, отрезая от него столь необходимую ему систему поддержки.


Из книги Ботича:

Он натирал всего тебя маслом… потом щелчок провода от утюга, которым тебя ударили… это было как… это было словно ты умираешь… от ударов плетью по лицу, по спине, по всему телу. И я всё время слышал голос мамы где-то позади: «Нет, Джо, ты убьёшь его, ты его убьёшь, нет!» И мне приходилось просто сдаться, всё равно я ничего не мог сделать, понимаешь? И я ненавидел его за это. Ненавидел.


Так к нему приходит одиночество. Чувство одиночества астенического ребенка, его открытость всем ветрам является, пожалуй, одним из самых тягостных ощущений в палитре человеческих эмоций.

Иногда оно становится частью астенической личности, как руки или лицо. Зародившись в детстве, одиночество идет с астеником по жизни, разрушая его и деформируя его отношения с миром.


Из книги Ботича:

— Это верно. Я бродил по улицам и просил прохожих стать моим другом. Это правда, это было в Энсино, прямо там. Люди смотрели на меня и восклицали: «Майкл Джексон!». Я просто хотел поговорить с кем-нибудь. Я был в доме на верхнем этаже в одиночестве, а мои родители смотрели телевизор внизу. Я жил наверху в своей старой комнате, все мои братья и их вещи переехали потому, что все они женились. И я был там наверху совсем один и никуда не мог пойти. Ты чувствуешь себя узником, чувствуешь, словно ты умираешь. И так оно и было. Я гулял. Я просто прогуливался по улице, образовывалась пробка и люди начинали делать фотографии. Я знал, что выглядел несчастным. Некоторые люди подходили и спрашивали у меня: «Что ты делаешь?», я отвечал «Я гуляю». Они говорили: «Почему ты гуляешь? Где все твои телохранители?». Я отвечал: «Я так захотел. Я просто хочу погулять и я ищу кого-нибудь, кто поговорил бы со мной». И они говорили со мной. Я делал так много раз. Я просил людей стать моим другом. Они отвечали: «Конечно!». Это правда. Я ходил в парки. Потом я осознал, что это могло быть очень опасным, но ведь я тогда так страдал.


ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Здоровый ребенок. Маленький астеник — обладатель нежной души и хрупкого тела, которые к тому же необычайно тесно переплетены. Даже если вокруг все спокойно и он окружен вниманием и любовью, он все равно плохо переносит нагрузки.


Из книги Ботича:

— Он проделал неоценимую работу, чтобы научить меня быть на сцене, быть артистом. Но как отец он был очень, очень строг. Ненавижу осуждать его, но я бы делал многое не так, как он. Я никогда не чувствовал его любви ко мне. Помню, когда мы летели в самолёте, он мог бы позаботиться обо мне, пожалеть меня, потому что я тяжело переносил турбулентность, кричал и бился, когда самолёт штормило. Помню это очень хорошо. Он никогда не обнимал меня, не прикасался ко мне вообще, ко мне подходила стюардесса, держала меня за руку и успокаивала.


У него часто беспокойный сон и плохой аппетит. На любое изменение ситуации его тело мгновенно выдает реакцию. По дороге в детский сад у него схватывает живот от боли, удар грома заставляет его побледнеть, усталость от поездки в музей приводит к простуде.

РОЛИ

Его самая любимая роль — отличный семьянин. Забота о семье наполняет его жизнь радостью и смыслом. Он всегда замечает, как члены семьи себя чувствуют; знает, что они любят. В своих мечтах о будущем он дарит им дома и отправляет их в чудесные путешествия, одевает, обувает — в общем, старается превратить их жизнь в праздник.

Несмотря на прекрасное понимание окружающих, ему трудна роль Коммуникатора. Он слишком много дает другим, слишком щедро излучает тепло, почти ничего не оставляя себе. Невозможность установить симметричные отношения с окружающими часто остается его нерешенной проблемой в течение всей жизни.


Из книги Ботича:

— Ты по прежнему покровительствуешь ей, как младшей сестре?

— Да, да. Я так желаю, чтобы мы были с ней ближе. Мы близки по духу, а не как семья. Потому что у нас нет праздников, нет причин сейчас собираться вместе. А я так хочу чтобы это было нашей привычкой. Я люблю то, что вижу делаете вы, ребята, такие благословенные вещи, и они так трогают моё сердце. Я вижу как вы близки друг другу, и это так мило.


ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ-АСТЕНИКУ

На первый взгляд маленькие астеники — лучшие дети. Ни один другой ребенок не направляет на родителей и близких такого потока любви и света.

Но именно у астеников максимальна вероятность невротизации. Поэтому, чтобы вырастить из этого нежного существа счастливого и реализованного человека, подготовить его к тяготам существования, необходима огромная работа со стороны родителей.

Станет ли этот маленький человек счастливым и самодостаточным или же ему уготована участь невротика-неудачника, зависит от того, смогут ли родители построить правильные отношения с маленьким ребенком. Психотерапевтическая роль семьи в воспитании астеника огромна.


Из книги Ботича (об отце):

— Я никогда не чувствовал его любви. Он никогда не обнимал меня, не касался меня.


Ведь он так любит родителей, преклоняется перед ними, он бесконечно привязан к ним даже при несправедливом к нему отношении.


Из книги Ботича (об отце):

— Он тогда уже не работал со мной, но исправно получал свои проценты. Он уже подъуспокоился на тот момент и очень мною гордился. Но, конечно, никогда этого не показывал и не говорил мне.

— А ты хотел это услышать?

— Мне это было необходимо.

— Больше чем что-либо на свете?

— Да.


Зависимость астеника от родителей приводит к тому, что та программа, которую внесут в его психику любящие, но часто неумелые руки, в течение многих лет, а может быть, и всей жизни будет определять его поведение.


Из книги Ботича (об отце):

— Ты начинал ощущать себя машиной по добыванию денег для него?

— Да. Никогда не забуду один день. Он сказал — «Если вы парни когда-нибудь перестанете петь, я вышвырну вас как порченый картофель». Так он сказал. Мне было очень больно. Нельзя говорить такое детям. И я никогда не забуду этого.

[…]

— Я хотел стать самым великолепным артистом, чтобы вернуть его любовь обратно.

— То есть ты думал что если ты станешь великой звездой, успешным и любимым всем миром, твой отец полюбит тебя тоже?

— Ага.

— Ну и как, смог ты изменить его таким образом?

— Ага. Я надеялся что мог получить любовь от других людей. Потому что мне нужна любовь — очень сильно… понимаешь?


Постоянно работать с самооценкой ребенка. Постоянно хвалить его, ведь он все равно этому не верит.

Создать у ребенка постоянное ощущение поддержки. Маленький астеник должен чувствовать любовь к нему в любой ситуации вне зависимости от того, плох он или хорош, умен или не очень. Родители должны встать между таким ребенком и миром, образуя надежную защиту, гряду, о которую разбивались бы волны жизни. Однако одновременно они должны закалять его душу и тело.


Из книги Ботича:

— Если бы у меня был… Если бы был День Ребёнка, когда я был маленьким, я бы посмотрел на своего отца и сказал: «Ок, папа… Джозеф, чем мы сегодня займёмся? Ты понимаешь, что бы это значило для меня?..» И он бы сказал — «Ну, хочешь, мы пойдём в кино?» … Это бы так много значило для меня, Шмули


Ребенку-астенику нужно не яркое солнце, а теплые, постоянные лучи родительской любви.


Из книги Ботича:

— Он мог бы заниматься со мной другими делами и находить время для того, чтобы быть просто моим папой — поиграть со мной или погонять мяч. Я помню что рассказывал тебе, как однажды он взял меня и посадил на пони. Думаю он даже не понял, как это отпечаталось в моей памяти.

— Это одна из самых волнующих историй об отце, которую я когда-либо слышал. [Этот единственный знак внимания отца к своему ребёнку — и такой неизгладимый след в его душе, такой удивительный и волнующий.]

— Сегодня я думаю об этом и так желаю чтобы он сделал для меня чуть больше, ну хотя бы немножко побольше. До недавних пор я думал об этом совсем иначе.


Помогать малышу справляться с тревогой. Тревога нередко становится постоянной спутницей астеника и возникает почти при любом соприкосновении с миром и людьми.

И опять родители должны взять на себя непростую роль психотерапевта, помочь ребенку отслеживать свою тревогу и страх, описывать их, анализировать и не стыдиться своей пугливости.

Не унижая ребенка, не затрагивая его и так заниженную самооценку, родители должны помочь ему отследить иррациональную природу его тревоги, ее несостоятельность и необоснованность.

Учитывать силу родительского внушения. Ребенок-астеник, обладающий слабой нервной системой, невысокой самооценкой, чрезвычайно чувствителен к родительскому внушению. Поэтому так важно, с каким знаком, положительным или отрицательным, будет сделано это внушение.

Так, ребенку-астенику легко привить тревогу, высказывая при нем повышенные опасения по поводу его здоровья, или, что еще более травмирует его, тревогу по поводу здоровья родителей.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ. Родители астеников с удивлением наблюдают за нелегким подростковым периодом, который проходят дети с другими характерами. Кризис авторитетов, отрицание норм старшего поколения — со всеми этими проблемами родители астеников не сталкиваются.

Подростковые реакции выражены у детей-астеников слабо. «Долгие годы сохраняют они истинно детскую привязанность к родителям, даже при холодном к ним отношении или суровом обращении с ними. Отличаются послушанием и часто слывут «домашним ребенком». Все астеники — это «удобные дети».

Астеник по-прежнему не только не тяготится опекой старших, но и нуждается в ней. В силу этого реакция эмансипации у него не выражена.


Из книги Ботича:

— Я жил с родителями, даже когда уже достиг высот с альбомом Thriller. Мне казалось что я ещё маленький ребёнок. И что мне ещё рано уезжать из дома. Я ещё мальчик, мне ещё не пора. Я действительно так чувствовал себя в глубине моего сердца.


Отход от родителей, перерезание психологической пуповины часто не удается астенику даже в пожилом возрасте. Он способен всю жизнь склонять голову перед авторитетом родителей и в то же время страдать от этого.


Из книги Ботича:

— И всё же, да хранит Господь моего отца, потому как он делал много чудесных вещей. Он блестящий человек. Он гений.

— Как ты видишься с ним сегодня?

— Я до сих пор чувствую страх. Когда он входит в комнату — и… Бог мне свидетель, мне становится не по себе в его присутствии. Я терял сознание. Меня трясёт когда он просто входит в комнату… о… и появляется эта аура, я чувствую боль в животе, и я знаю… будто, мне конец. А сейчас он так изменился… И хочет быть лучшим отцом… Как бы мне хотелось чтобы он понял это раньше…

— Почему ты до сих пор боишься его?

— Потому что страх всё ещё во мне. Я будто ангел перед ним. И мне страшно. Однажды он спросил — «Почему боишься меня?» И я не смог ответить. Я думал… Я сказал: «Джо, знаешь ли ты, что ты со мной сделал? Что ты сделал со мной? Ты лишил меня нормальной жизни. Из-за тебя я не чувствую себя полноценным человеком…»


САМООЦЕНКА

У подростка-астеника крайне низкий уровень самопринятия. Ему не нравится собственная внешность, походка, форма носа и ушей.


Из книги Ботича:

— Я смотрю в компьютер и мне становится плохо от того, что я вижу там.

— Почему?

— Я выгляжу как ящерица. Как… это ужасно. Я… Мне не нравится, и никогда не нравилось. Потому я … Я мог бы вообще не фотографироваться или вовсе не быть замеченным. Я заставляю себя делать то, что должен.


Астенику не нравится собственное поведение, в котором он постоянно находит основания для легкого возникновения чувства стыда и вины. От ребенка-астеника часто можно услышать: «Я плохой, меня никто не любит».

Астенику стыдно причинять другим бытовые неудобства или «наслаждаться жизнью, сидя в кино, когда другие этого сделать не могут».


Из книги Ла Тойи:

— Он подолгу носил одни и те же джинсы и носки, что очень смущало его братьев. Они обращались ко мне: «Ла Тойя, ты ближе всех к Майклу. Поговори с ним. Ты же сама должна целыми днями стоять рядом с ним в студии…» Когда мать однажды заметила дыры в его туфлях, она купила ему новые, но он не захотел носить их. Я умоляла брата выбросить старые, даже рискнула попросить поменять носки, но безуспешно.

— Ла Тойя, это так несущественно, — ответил он.— Почему всех беспокоят какие-то тряпки? Все дело только в музыке. Как она звучит, как я играю. Почему для кого-то так важны новые туфли, если у многих нет вообще никаких?

— О, Боже, Майк! Но ты ведь ужасно выглядишь!

— Эти туфли еще в полном порядке,— упрямился он.— Я буду их носить! И он сдержал слово.


Астеник считает, что окружающие более красивы, умны, хороши, добры. Столкновение с любым человеком приводит к точному высвечиванию сильных сторон личности собеседника и лишний раз оттеняет его собственное несовершенство, подчеркивает дефициты астенической личности.

Чувство собственной недостаточности приводит к тому, что никто так безобразно не относится к себе, как астеник. Никто не говорит себе таких гадостей, как астеник. Он себе не нравится, он постоянно анализирует свое поведение, но не с целью конструктивного подхода к действительности, а лишь с целью перечисления своих промахов и оплошностей.


Из книги Ботича:

— Я желаю чтобы меня никогда не снимали и вообще не хочу чтоб меня замечали. Только если для выступлений, там где я сам поставил тот танец, где выгляжу так, как хочу, ну или снял фильм, где буду смотреться так, как мне хочется.

— А если бы ребёнок сказал тебе: «Я ненавижу фотографироваться», чтобы ты ему сказал?

— Я бы сказал: «Ты не представляешь себе, как ты красив. Это твоя душа…»

— Ну и почему ты готов говорить это кому угодно, но только не себе?

— Я не знаю. (Сказал это смущённым и сдавшимся голосом)


Он не признает за собой права на ошибку, и поэтому прошлое кажется ему чередой неудач и неверных поступков. В настоящем своем он не уверен, будущее его пугает. В своем прошлом, настоящем и будущем, в себе и окружающем мире, и, конечно, в продуктах своего труда астеник склонен в первую очередь замечать слабости и отрицательные стороны.


Из книги Ботича:

— Я был очень застенчив, чтобы всё время быть среди людей. Я не мог говорить с ними


СЕКСУАЛЬНОЕ ЧУВСТВО

Сексуальное чувство подростка-астеника является своеобразным индикатором степени его психологического здоровья.

Чем более здоров подросток, тем большим ощущением счастья наполняет его состояние влюбленности. Чем меньше он верит в себя, тем сильнее его сексуальное влечение окрашивается переживанием собственной неполноценности, страхом быть отвергнутым, сильнейшей психологической зависимостью от объекта своей влюбленности.


Из книги Ботича:

— Я никогда не просил девушку пойти на свидание первым. Они просили меня.

— Правда?

— Я не могу пригласить девушку на свидание.

— А если она пригласит тебя?

— Однозначно. Я пойду. Брук Шилдс каждый раз приглашала меня, когда вы видели нас вместе. Это была её идея — выходить вместе и она делала это каждый раз. Мне очень сильно нравилась Брук Шилдс. Она мне очень нравилась.

[…]

— Она [Брук] одна из тех, кого я любил в своей жизни. Я просто хотел чтобы она любила меня так же, как я любил её… Я ответил: «Да, потанцую!» и мы обменялись номерами… И я не мог… не мог уснуть всю ночь — пел, кружился по комнате, такой счастливый… понимаешь? это было чудесно…


Как тонко астеник чувствует красоту, щедро разлитую в мире… Музеи, выставки, музыка, природа — в этом мире он чувствуют себя спокойно и уютно.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Астенику прекрасно подходят профессии, связанные с заботой о других, предполагающие глубокое понимание и сочувствие к людям, — врач, медсестра, преподаватель, особенно учитель младших классов, специалист по дошкольному воспитанию, психотерапевт, психолог, работник системы социального обеспечения.

Высокий интеллектуальный потенциал позволяет им преуспевать в науке, высоких технологиях, преподавании в колледжах. Точное восприятие образа и звука открывает возможности стать музыкантом, художником, дизайнером.

ВЗРОСЛЫЕ

Самооценка у астеника занижена, у него низкий уровень самопринятия, он неправильно оценивает свои ресурсы и имеет тенденцию их занижать, у него низкий уровень заботы о себе.

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

При восприятии мира мы сами создаем сцену, сами ставим подсветку, являемся и режиссером, и сценаристом, и рабочим сцены. Главное — именно мы надеваем маски на актеров.

Сценарий, созданный астеником, всегда о любви, гармонии. Мягкие лучи его внутреннего мира освещают сцену; нежные, мягкие маски надеты на актеров, и астеник в восторге от своей работы. Он любит свое детище — нежный, робкий мир, созданный его потребностью любить всех и вся.

Но астенику постоянно приходится испытать потрясения от сознания того, что его внутренний мир не соответствует реальности. А она врывается в его нежный мирок, грубая и агрессивная. Она разбивает голубоватые и розоватые фонарики, создающие нежнейшую подсветку на сцене, и включает безжалостное яркое освещение, выхватывающее и делающее очевидным грязь, зло, недоброжелательность и зависть.

Конфликты между внутренней схемой и реальной жизнью приводят к появлению тревоги и недоверия к миру. В жизнь астеника входит амбивалентность, т.е. двойственное отношение, одновременное существование в сознании двух взаимоисключающих мотивов.

Любовь к миру и потребность изливать на других поток тепла, любви, заботы сосуществуют с тревогой и страхом перед окружающей реальностью. Эта амбивалентность проходит вместе с астеником через всю его жизнь и является одним из оснований его склонности к невротическим реакциям и неврозу.


Из книги Ботича:

— Когда я сильно подавлен или мне больно, я не ем вообще. Я упорствую в еде. Я просто… не ем, пока не потеряю сознание. И тогда они начинают питать меня искуственно внутрь, понимаешь? Потому что я просто… Моё тело слабеет, я ничего не ем.


ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Внутри астеников находится чувствительный детектор для получения информации, идущей от мира. Им свойственна утонченная эмпатия, способность к сопереживанию с каждым человеческим существом, животным, деревом и травой.

Если циклотимик видит красоту мира, созданную четкими линиями, обрисовывающую всю его привлекательность, то астеник чувствует все полутона, оттенки и тонкие переливы. Нежнейшая пастель астенического восприятия создает утонченную реальность, освещенную мягкими лучами его любви к людям, миру природы, любому живому существу.


Из книги Ла Тойи:

Многие считали тему «Бен» странной, но Майклу это не мешало. Ему не было противно ни одно живое существо, даже грызуны.


Из книги Ботича:

Еще мое нежелание вызвано тем, что я не могу есть то, что было раньше живым, а теперь лежит мертвое на моей тарелке. Я хочу быть абсолютным вегетарианцем, но мои доктора стараются добавить в мой рацион курицу и рыбу.


Циклотимик как бы скользит по поверхности образов мира, восприятие астеника обладает глубиной, уникальной особенностью проникать внутрь любого живого существа. Как легко он может увидеть мир чужими глазами, почувствовать всю гамму ощущений, испытываемых другим человеком.

Циклотимик при восприятии мира всегда остается доброжелательным, но отстраненным наблюдателем. Это не дано астенику, который остро реагирует на любую мелочь, все принимает близко к сердцу, резонирует на любое движение окружающей жизни,

Несмотря на блестящий интеллект астеника его суждения о мире часто неточны. Идеализация окружающих на фоне самоуничижения — плохая союзница в момент тестирования реальности. К тому же он видит ситуацию через призму своей заниженной самооценки, расположившись в самом низу иерархической лестницы.


Из интервью Джеральдо Ривера:

— Майкл, ты в студии с Ренди?

— Да.

— Кто из вас лидер?

— Ренди.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

У астеника слабая нервная система, что проявляется в низкой стрессоустойчивости, слабости механизмов психологической защиты, удивительной восприимчивости к самым разным раздражителям, ранимости, легкости невротизации. Многие астеники сознают хрупкость своей нервной системы и страдают от этого.

Астеник готов любить мир и людей, он стремится не замечать их негативные стороны. Ему так хочется идеализировать окружающий мир, и, чтобы сохранить эту радужную картину, он часто применяет отрицание, что позволяет ему игнорировать негативную информацию о других людях.

Майкла предупреждали о том, кто такой на самом деле Башир. Но он «дал этому шанс состояться, как он всегда давал шанс состояться всему».

Он с удовольствием применяет идеализацию, при помощи которой наделяет других людей несуществующими положительными чертами. С легкостью идеализирует он эпилептоидов и шизоидов, а затем старается приспособиться не к реально существующим людям, а к своему вымыслу.

Астеник не может заставить других пойти навстречу его желаниям и отвоевать право на удовлетворение своих потребностей. Его мучают воспоминания об ошибках и обидах прошлого. И, чтобы освободиться от чувства горечи, астеник применяет репрессию, вытесняя весь этот тяжкий груз в подсознание.

ЮМОР

Юмор тонкий, блестящий, спонтанный. «Что сделалось с правдой? Она вышла из моды?».

ВНЕШНИЙ ВИД

Астеник предпочитает неяркие цвета в одежде, как бы маскируясь под асфальт, стараясь оставаться незаметным. Однако в хорошей одежде, как в доспехах, он чувствуют себя спокойнее и увереннее.

Астеник отличается моторной неловкостью, скованными движениями, невыразительной мимикой, отсутствием жестикуляции. В случае резкого занижения самооценки у него появляется тоническая сутулость.


Из ответов Майкла Буша:

Michael Bush: любимой одеждой Майкла была P.J, он очень часто появлялся в рубашке PJ, а мы не могли снимать его в этом, поэтому мы использовали то, что могли быстро найти.

Todo: Кто-нибудь объясните, что такое P.J.? Пижама???

Michael Bush: ага


ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

Циклотимик рассматривает деньги как средство для получения наслаждения, эпилептоид видит в них эквивалент власти, шизоид использует как дань, которой можно откупиться от семьи и получить право на чудачества.

Для астеника деньги необычайно важны как средство, снижающее его страх перед будущим и гарантирующее ему выживание в будущих катастрофах. Такое выражение, как «черный день», создали, несомненно, астеники, и «откладывать деньги на черный день» была, конечно, именно их идея.


Из ответов Карен Файе:

— Карен, чего боялся Майкл?

— Он боялся быть ограбленным, подобно тому, как были ограблены многие великие черные артисты.


Если вас все еще мучает вопрос о том, зачем Майкл так упорно держался за обладание своим музыкальным каталогом, возможно, здесь вы найдете ответ на ваш вопрос. И он оказался прав: этот каталог был основной частью его состояния.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

К невысокой сексуальности астеника приводит не только слабость нервной системы. Повышенная любовь к родителям, доходящая до психологической зависимости, направление либидо на родителей также препятствуют нормальному развитию сексуальности.

Особенностью сексуальной жизни астеника является нежелание вести дискуссии по поводу интимной жизни. Если он испытывает какое-либо неудобство или дискомфорт, он не решится высказать это вслух.


Из книги Ботича:

— Майкл, пытаясь культивировать в себе качества, присущие детям, ты избегаешь говорить о сексуальной стороне жизни. Помнишь, Опра спросила тебя о сексе, а ты ответил что-то вроде: «Я джентльмен и я не распространяюсь об этом». Ты считаешь, что мы должны относиться уважительно к этой части нашей жизни, что все стало слишком дозволено? Я имею в виду, что ты по своей природе робок в вопросах, касающихся этой темы.

— Да, это моя природа…потому что мне кажется, что это…

— Очень личное?

— Да, это мое мнение. Есть, к примеру, эксгибиционисты, понимаешь? нудисты — они ходят обнаженными и это их позиция. Ну… не знаю, а у меня, получается, другая позиция…

— Но мы ведь не должны злоупотреблять нашей сексуальностью, чтобы увеличить продажи билетов на концерты и альбомов?

— Нет, это безумие. Некоторые певцы даже подкладывают специальные подушечки в штаны — это безумие. Я этого не понимаю. Это просто отвратительно. Мне неловко от этого! Я не хочу, чтобы люди даже смотрели туда… вниз…Это меня очень смущает, о Боже!


Кроме того, сексуальная жизнь астеника необычайно зависит от стрессов и психологического климата в семье. Если циклотимик, эпилептоид и шизоид проявляют свою сексуальность вне зависимости от того, уплачено по счетам или нет, хорошее настроение у начальника или нет, пришел ли сын-подросток в 10 часов или в 2 часа ночи, то у астеника все не так. Для проявления его сексуальности он должен быть отдохнувшим, в хорошем настроении (что бывает нечасто), его ничего не должно огорчать (что почти невозможно). Если же происходит реальный стресс, интимные отношения супругов могут быть прерваны на несколько месяцев.


Из книги Ботича:

— Я прошёл через два болезненных развода, и только что вышел из второго. Даже будучи женатым на тех женщинах, на которых я был женат, я мог отправляться спать, страдая. Мне было больно. Я плакал вчера вечером, когда отправлялся спать, и я не выспался прошлой ночью. А плачу я, Шмули, потому что чувствую это… и я не пытаюсь… я говорю тебе чистую правду и если ты не веришь мне, можешь спросить Фрэнка. Фрэнк знает, как я страдаю. Я просто чувствую всю боль страдающих детей, и мне так больно. Именно поэтому я пытаюсь связаться с любым ребенком, о котором я знаю, что ему больно, от [Майкл упоминает маленькую девочку, которая боролась с раком и чью семью он встретил в нашем доме] до Гэвина [позднее обвинитель Майкла в 2005 году]. Я пытаюсь звать, звонить по телефону… и когда я проснулся, первая вещь, первый человек, которому я позвонил, была маленькая девочка — она уже ушла [умерла]. Это причиняет мне боль. Но я думаю, что это то, откуда начинается моя настоящая любовь, Шмули. Если я могу помочь каким-то образом, тогда все хорошо и я не нуждаюсь в другом. Знаешь, если я встречу девушку где-нибудь, и посчитаю, что она красива, что я и вижу во многих из них — это прекрасно. Я имею в виду, я пойду на свидание и так далее. С этим всё в порядке. Дженнифер Лопес выглядела потрясающе на днях. Я был потрясен, потому что я никогда не думал… она выглядела классно [Майкл засмеялся, когда говорил это]…


— Таким образом, женщины, с которыми ты встречался, те, которые были достаточно умны, чтобы не вешаться тебе на шею, относились ли они к тому типу, в которых ты был заинтересован больше, которые не были легкодоступными, и за которыми тебе самому приходилось побегать?

— У них был класс и они были спокойными, и не любили все эти сексуальные штуки и все это сумасшествие, потому что я сам этого не люблю.


Из ответов Карен Файе:

21. Карен, насколько я знаю, Майкл любил искусство. Ты не знаешь, он любил творчество Фриды Кало? У него была возможность посетить дом-музей Фриды и Диего Ривера в Мексике?

Карен: Я обожаю Фриду. Правда не уверена насчет Майкла. Я думаю он бы нашел её слишком ужасающей.

563. Карен, у меня есть вопрос. У Майкла и принцессы Стефании были какие-либо отношения? Она нравилась Майклу?

Karen: Они дружили…она была слишком безумной для нашего парня…как и Мадонна


Из книги Ботича:

— Ага. Я не понимаю многого, что происходит в отношениях между людьми, и не знаю, пойму ли когда-нибудь. Думаю, что это и мешало мне в моих отношениях, потому что я не понимаю, как люди делают то, что делают.

— Непристойные вещи?

— Непристойные и пошлые вещи с их телами. Я этого не понимаю, это мешает мне в моих отношениях.

— Так что твоя любовь непорочна?

— Очень непорочна. Некоторые вещи меня просто шокировали.


Служение людям — тенденция к занятию низких рангов. Как только у астеника складывается иерархия ценностей и определяются жизненные цели, самой важной становится идея служения, увеличение потенциала добра в мире. Астеники стремятся служить другим, оставаясь незаметными. Возможность приносить добро другим доставляет им радость и успокоение. Однако прекрасная идея служения другим часто оборачивается против ее обладателя. Она трансформируется в слабость, в тенденцию признавать права других людей на фоне умаления своих прав и подавления своих желаний.


Из книги Ботича:

— Например, когда ты с Гевином, чему ты учишься у него? Ты там просто чтобы помочь ребенку, больному раком? Какой ты получаешь опыт? Ты просто сострадаешь ребенку, который в беде? Или ты чувствуешь, что это причина, по которой ты живешь?

— Я чувствую своим сердцем, что это то, что мне нужно делать и я чувствую, что любим, когда отдаю свою любовь и я знаю, что это то, в чем они нуждаются.


Любовь к людям — жертвенность, ощущение себя жертвой. Глубокий интерес к людям, сопереживание, умение увидеть мир глазами другого существа, войти в мозг, в кожу другого человека, понять его боль, одиночество и тотчас откликнуться желанием помогать, утешать, поддерживать — эти удивительные свойства пронизывают существование астеника.


Из книги Ботича:

— В моей столовой за столом сидел маленький Райан Уайт и говорил свой маме: «Мама, когда ты будешь хоронить меня, не одевай меня в костюм и галстук. Я хочу быть в джинсах и футболке». Я сказал: «Извините, мне нужно в туалет». Я убежал в туалет и плакал. Представьте 12-летнего мальчика, говорящего своей маме как его нужно похоронить. Вот что я слышал от него. Как ваше сердце может не разрываться от такого?


Однако, соединенные с низкой самооценкой, постоянной готовностью к самоумалению, они легко переходят в жертвоприношение. И собственные интересы, собственные желания и часто сама жизнь легко приносятся в жертву другим.


Из книги Ботича:

— Я люблю дарить им эту любовь, это чувство гордости, что они на своем месте и они особенные. Он прятался, ему было стыдно за свою лысую голову, за то, что он болен раком. Все заставляли его чувствовать себя отвергнутым, вот так он пришел сюда. Он такое прекрасное дитя — ему не нужна эта шляпа. Я сказал ему: «Ты выглядишь как ангел. Твой голос звучит как голос ангела. Мне кажется, что ты и есть ангел. Почему ты стыдишься?»

[…]

— Честно, всем сердцем я люблю их и меня это заботит больше, чем что-либо. Я все еще забочусь о Гевине. Вчера у него была химиотерапия и он ослаб, плохо себя чувствует и у меня сердце сжимается от этого. Думаю, что я очень похож на свою маму. Не знаю, генетика ли это или окружающая обстановка. Помню, когда мы были маленькими, она смотрела, да и сейчас смотрит новости с носовым платком. Я такой же — начинаю плакать, когда вижу новости о том, как женщина берет своих детей и бросает их в озеро, один погиб, второй выжил. Я приглашаю к себе детей, хожу на кладбища, оплачиваю похороны, хотя даже не знаю этих людей, а просто услышал о них в новостях…Я задаюсь вопросом: почему так мало таких людей, как мать Тереза? Почему так мало таких людей, как Леди Диана?


Любовь к людям — избегание контактов. Яркая эмпатия астеника приводит к глубокому пониманию окружающих людей.

Пройдя через мучительные психотравмы, связанные с познанием мира людей, он уже хорошо видит их несовершенства. Если эпилептоид, видя недостатки окружающих, наполняется пренебрежением, мизантропством и оправдывает свою эксплуатацию другого человека, то астеник жалеет, любит этот несовершенный мир.


Из книги Ботича:

— Ты потерял детство и теперь, стараясь подарить его как подарок всем этим детям, исцеляешься ли ты сам?

— Да. Да, исцеляюсь. Да, исцеляюсь. Потому что это все. Мне это нужно, чтобы продолжать жить. Вы видели, что Гевин написал в книге для гостей о своей шляпе? Это милая история.


Каждый раз его сердце вздрагивает при соприкосновении со слабостью других, и, чтобы лишний раз избежать этого мучительного резонирования и сопереживания, он делает шаг назад.

Есть еще одна причина для некой дистанции , которую астеник создает между собой и окружающими: осознание своего проигрыша в иерархических построениях и понимание того, как сложно ему поставить себя наравне с другими людьми.


Из книги Ботича:

— Принс в то же время будет позволять людям пользоваться собой и ничего не скажет.

— Он больше похож на своего отца, на тебя.

— Я был таким же. Моя мать постоянно твердила, «Не позволяй людям делать тебе больно. Ты слишком похож на меня.» Она взывала, «Ты слишком похож на меня. Я не хочу этого. Мне слишком часто бывает больно.» Потому что люди пользуются тобой.

— Но ты так и не изменился. Кажется, что ты бы предпочел , чтобы пользовались тобой, вместо того, чтобы самому кем-то воспользоваться. Больно, когда тобой пользуются. Однако не настолько, насколько было бы больно превратиться в злого и агрессивного человека. Озлобленность — это форма морального разложения, она не позволяет человеку быть счастливым. Заметь, что злые люди никогда не выглядят счастливыми. Они несчастны, и они хотят сделать окружающих такими же.

— Да, я бы предпочел страдать. Мне неприятно это признавать, потому что я много страдал в жизни. Боже, как я страдал. Но я бы предпочел страдать.


«Он уважать себя заставил»… Если бы астеник овладел этим рецептом, этой спасительной тайной… А пока он знает, как легко другие люди используют его в своих целях. Иногда ему кажется, что «ад — это другие», но он любит этих людей, и ему не дано другого мира, другой реальности.

Причиной существования дистанции, отстраненности и даже избегания людей является и осознание легко возникающей зависимости в близких связях.


Из книги Ботича:

— Это, наверно, заставляет их еще больше гоняться за тобой, потому что их привлекает эта мальчишеская застенчивость. Определенно, многие женщины любят «плохих» парней. Но по какой-то причине, многие из них любят застенчивых парней. Так же как они верят в то, что могут исправить плохого парня и отшлифовать необработанный бриллиант, они верят, что смогут сделать тоже самое с застенчивым парнем. Они думают, «Только я смогу его изменить». Однако, я думаю, через некоторое время, когда ты бежишь от них на другой конец света, они все начинают понимать сами. Но ты никогда не говоришь им прямо в лицо?

— Нет, потому что им будет слишком больно это слышать.


С каким наслаждением астеник растворяется в любви к другому человеку, и как горько осознавать все негативные последствия этой так легко возникающей зависимости.


Из книги Ботича:

— Опиши мне коротко, что ты чувствуешь? Что ты чувствуешь, когда она рядом с тобой? (маленькая девочка, болеющая раком, которую знает Майкл и Шмули)

— Я люблю ее… Мне не нравится видеть, как кто-то страдает или мучается, особенно если это дети.

[…]

— Я думаю, это то, что я должен делать. Потому что у меня всегда было это стремление отдавать, помогать и делать так, чтобы люди чувствовали себя лучше именно таким способом. 

— У тебя было это раньше, когда ты был мальчиком Майклом Джексоном?

— Да.


Чувствительность к чужому мнению — высокий уровень морального развития. Астеник соткан из противоречий. Его высокая чувствительность к чужому мнению, боязнь обидеть своим несогласием, невозможность пойти на самую легкую конфронтацию с окружающими, желание придержать дверь и пропустить всех вперед, попытка отгадать желание другого человека еще до того, как оно будет высказано, и осуществить его еще до того, как астеника об этом попросят, — все эти черты создают образ человека податливого, и, казалось бы, вообще не имеющего собственного мнения.

В какой кинотеатр пойти, куда поехать отдыхать, что делать в тысячах мелких бытовых ситуаций, в которых существует проблема выбора, — во всех этих ситуациях астеник с легкостью пойдет на поводу у других, подавляя свои собственные желания и мнения.

Но каково же изумление окружающих, когда вдруг это робкое существо становится тверже железа. Значит, существуют все-таки обстоятельства, когда астеник может пойти против окружающих, оказаться в меньшинстве и даже в одиночестве, но не поменять собственного мнения? Подобная метаморфоза происходит с ним в ситуациях, связанных с моральными принципами.

Многие астеники отличаются высоким уровнем морального развития. При всей своей слабости, уступчивости и неуверенности в себе они могут быть жесткими и непреклонными, если дело касается морали.

В сложном, подчас жестоком мире, нередко направленном на подавление личности или на выработку у нее конформизма и подчинения, эти тихие люди хранят в себе потенциал добра, незримо увеличивают его количество в мире и передают следующему поколению эстафету морали, добра и сочувствия.


Из книги Ботича:

— У детей нет голоса в обществе и, я думаю, пришло их время. С этого момента и навсегда — их время. Им нужно заявить миру о себе и им нужно, чтобы был кто-то, кто поможет им это сделать. И если я могу быть этим светом, могу осветить то, кем дети являются и важность того, кем они являются, то это именно то, чем я хочу заниматься. Я не знаю как Господь выбирает людей.


Легкость невротизации — максимальный потенциал развития. Угроза легко возникающей невротизации нависает над жизнью каждого астеника, как дамоклов меч. Слабая нервная система, утонченность внутреннего мира, тончайшее детектирование всех сигналов из мира внешнего предполагают легкость возникновения многочисленных поломок в работе нервной системы.

Тем более удивителен и парадоксален выход этого ломкого и хрупкого существа на высочайшие уровни психологического развития.

В судьбе таких представителей астенического характера происходит чудо: победившее сознание выводит их на новый уровень развития личности.

Для этого изменения астеник должен пройти через тотальную переоценку ценностей и отказ от прежних стереотипов. Модификация своей психологической программы выводит астеническую личность из невроза и помещает ее на более высокий уровень психологического развития. Проблема собственного несовершенства перестает быть значимой, идет мощное само-приятие. Изменившиеся отношения с людьми становятся более симметричными.

Каждый из нас сталкивается с необходимостью саморазвития, перепрограммирования своей личности. Каждый проходит нелегкий период невротических реакций или невроза, связанного с модификацией своей психологической программы. Но у кого еще она протекает так драматично и затягивается на годы? У кого так высок риск завязнуть в невротическом состоянии, и кто платит такую высокую цену за невозможность перейти заветный рубеж?

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП

Основная проблема этих людей связана с их резко повышенной чувствительностью к мнению окружающих и лежит в области межличностных контактов. Их ахиллесова пята — отношение окружающих, то, что думают о них, любят ли их.


Из книги Ботича:

— Сейчас я собираюсь кое-что сказать, о чём раньше никогда не говорил. Это правда. У меня нет причин тебе лгать. Бог мне судья. Думаю, что весь мой успех и слава… я хотел этого, я хотел этого, потому что хотел быть любимым. Вот и всё. Это самая настоящая правда. Я хотел, чтобы люди меня любили, по-настоящему любили, потому что я никогда не чувствовал настоящей любви. Я говорю: «у меня есть способности. Если бы я отточил своё мастерство, то люди бы любили меня больше». Я просто хотел быть любимым, потому что думаю, это очень важно – быть любимым и говорить людям, что ты их любишь, смотреть им в глаза и говорить это.


Для сенситивного астеника присущи чрезмерная чувствительность и впечатлительность, которые сочетаются с высокими моральными требованиями к себе, с «этической скрупулезностью». Ганушкин отмечает, что за всем этим лежит резко выраженное чувство «собственной недостаточности».

Любое изменение тона голоса, легкое движение мышц лица собеседника, его жест или молчание — все истолковывается как проявление пренебрежения, невнимания.


Из книги Ботича:

— Да, от этого очень устаешь и это очень утомляет меня. Ты никуда не можешь пойти без того, чтобы они не манипулировали тем, что ты сказал или сделал. И это очень беспокоит меня, ведь я совсем не тот человек, о котором они пишут, совсем не тот! Получить прозвище «чокнутый» (Wacko) – не очень-то приятно. Люди думают, что с тобой что-то неладное потому, что это они (журналисты) потрудились над этим. Я не такой. Я совсем другой.


Ему кажется, что все смотрят на него и видят все недостатки его лица, фигуры, одежды. Окружающий мир, как правило, нейтрален, скорее безразличен, чем враждебен. Но у сенситивного астеника мучительные контакты с людьми вызывают поток негативных мыслей о мире, в котором он захлебывается и даже тонет.

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ

Идея служения пронизывает семейную жизнь астеника. В силу выраженного чувства долга, жертвенности, самоумаления он является верным, заботливым супругом и родителем. В семье он может занимать самое приниженное, даже жалкое положение, когда на него взваливается бесконечное число обязанностей, заботы о членах семьи, родственниках, знакомых. Он безропотно тянет этот груз в ущерб собственной психике и соматике.

При многочисленных проблемах со здоровьем, которые на самом деле представляют собой неврогенные нарушения, при хрупкости, чувствительности ко всем мыслимым нагрузкам астеник вдруг начинает проявлять высочайшую работоспособность, устойчивость к стрессам и перегрузкам, если дело касается интересов близких людей.

Часто астеник понимает, как он удобен для окружающих, отслеживает ту готовность, с которой другие люди готовы использовать его человеколюбие. Но он готов платить высокую цену за то, чтобы остаться самим собой и не изменить своей системе ценностей.

РОЛЬ СУПРУГА

Астеник необычно привязан к супругу даже при несправедливом к себе отношении. Астеник всегда влюблен в супруга и партнера. Эта влюбленность может еще более усиливать остроту восприятия мира, усугублять его чувствительность и ранимость. Красота мира кажется еще более хрупкой, а за кадром звучит трагическая нота о том, что в любой момент все может оборваться и исчезнуть.


Реальная Лиса Мария – Карен Фей в ответе на вопрос:

Привет, Энжи… у каждого своё собственное мнение, которое может быть неправильным. Мы должны учиться доверять нашему сердцу, а не нашему разуму. Лиса Мария – очень злая маленькая девочка. Она была ужасна с Майклом. Она ревновала его даже к своим собственным детям за то, что они обожали Майкла. Это она пыталась манипулировать Майклом и его миром. Я никогда не видела Майкла таким несчастным, каким я его видела, когда он был женат на Лисе…

Лиса – маленькая злая принцесса. Майкл – ангел, по сравнению с ней. Она так сильно ревновала ко всем, кто подходил к Майклу близко, она ненавидела меня… она так ревновала, что не хотела, чтобы я к нему даже прикасалась.

Она была таким милым человеком ПЕРЕД тем, как они поженились. Она преследовала его с одержимостью даже когда ещё была замужем [за первым мужем-сайентологом]. Она не пила и не курила. Как только они поженились, она стала пить, курить, стала хотеть уволить всех вокруг Майкла и настаивала на том, чтобы он стал сайентологом… Он из кожи лез вон, чтобы угодить ей… и никогда не мог, она просто была слишком скверной.

Лиса преподносит ситуацию, как она видела её, а это очень зависит от личности. Я наблюдала за отношениями с более объективной позиции. Лиса была скверной, ревнивой, и обращалась несправедливо с Майклом в каждой ситуации, которую я наблюдала, когда была рядом. Он был так несчастен, когда был женат на ней и он так сильно старался, чтобы этот брак заработал…


Роль супруга оказывается для астеника необычайно сложной. Астеник должен произвести колоссальную работу, чтобы освоить эту роль и быть счастливым в семейной жизни.

РАЗВОДЫ

Разрушение семьи является для астеника сильнейшим стрессом и означает для него исчезновение системы поддержки (часто лишь субъективной). Из его жизни уходит человек, на которого он мог направить поток своей любви, удовлетворив тем самым столь важную для него потребность заботы.

Несмотря на разрыв семейных связей, он по-прежнему сохраняет сильнейшую психологическую зависимость от бывшего партнера.

Астеника страшит статус одинокого человека. Страх одиночества обусловлен не только страхом выживания без поддержки, но и страхом темноты, страхом пребывания одному в квартире.

Астеник очень чувствителен к мнению окружающих. После развода усиливается его страх осуждения и насмешки со стороны других людей.

Его съедает чувство вины перед детьми за то, что он не смог сохранить семью. При разводе женщина-астеник часто не выдвигает материальных претензий. Окружающим приходится убеждать ее взять положенные ей деньги, которые нужны если не ей, то детям. Мужчина-астеник при разводе старается максимально обеспечить детей и причинить минимальную травму всем участникам драмы.

РОЛЬ РОДИТЕЛЯ

Астеники — верные и нежнейшие родители. Лишь на ребенка астеник может обратить весь щедрый поток своей любви. Без оглядки, без ощущения несимметричности отношений, без страха проигрыша, он полностью растворяется в своем чувстве к ребенку, не боясь своей зависимости. В лучах его безудержной любви расцветает личность ребенка.


Из книги Ботича:

— Ты бы этого не делал, если бы в результате страдали Принс и Перис? Ты путешествуешь, потому что ты можешь позволить себе взять с их собой вне зависимости, где ты.

— Я бы не причинил бы им такую боль. Волоска не слетит с их головы. Вот люди говорят, что надо воспитывать наказанием. Это неправда. Я категорически не согласен. Худшее что я сделаю — это поставлю их в угол на какое-то время и всё, мои меры на этом кончаются.

[…]

— Я поклялся в глубине своего сердца что я никогда не пойду этим путём, никогда. Если в кино или универсаме я вдруг услышу что кто-то бранится на своего ребёнка, у меня всё внутри сжимается и я плачу. Это уже на уровне рефлекса, когда я сам страдал когда был маленьким. Я просто ломаюсь в такие моменты, меня трясёт и я плачу. Я не выношу этого. Мне тяжело.

[…]

Я всегда говорил, «Когда я приду домой и войду в дверь, я хочу чтобы мои дети бежали ко мне «Папа!!!», начинали скакать вокруг меня, радоваться — так будет у меня. У меня всё будет по-другому. Я не хочу чтобы мои дети убегали при виде меня.


СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Среди обладателей астенического характера можно встретить людей высочайшего уровня развития, из рук которых общество приняло эстафету сострадания и заботы по отношению к людям, обделенным судьбой.

Здесь и безвестные творцы добрых дел, незаметно для всех увеличивающие потенциал добра в мире; и люди, сделавшие мощные прорывы в саморазвитии; и жалкие невротики, страдающие сами и заставляющие страдать своих близких.

Все эти люди объединены астеническим типом характера, причем их социальная роль в первую очередь определяется степенью их ментального здоровья и уровнем психологического развития.

Жертвоприношение. Эти люди не только провозглашают идею служения и совершения добра, но и посвящают свою жизнь достижению этой цели. Находясь на самом высоком уровне психологического и морального развития, они посвящают все свои потенциалы идее служения людям.


Из книги Ботича:

— Я видел худшее из худшего… кошмар разложения человеческой души. И в жизни бы не подумал, что обычный человек может до такого докатиться.


Воины добра. Благотворительность всегда держалась на людях, основными чертами характера которых были астенические черты. Идея помощи бедным, нуждающимся вылилась в мощное движение, ставшее нормой, уважаемой обществом. Эти люди основывали госпитали, лечебницы, детские дома, приюты для умалишенных, убежища для женщин, избиваемых мужьями, лечебницы для алкоголиков…

Они строили на свои деньги библиотеки, разбивали скверы и парки. Они основывали общества защиты животных, добивались введения законов, защищающих животных, носителей души, точно так же, как это делалось в отношении человека.

Внимательно вглядываются они в окружающую их жизнь в поисках приложения своих сил, помощи, сострадания. Именно эти люди стоят у колыбели системы социального обеспечения, без которой немыслимо сегодняшнее общество.


Из книги Ботича:

Мне трудно говорить «мои дети», потому, что для меня нет границ. Может быть, поэтому я получал насмешки от своей бывшей жены Лисы, потому, что все, что ее заботило – это она сама, а не другие.


Мать Тереза из Лос Оливос. Эти люди посвящали свою маленькую жизнь, свои ограниченные силы идее совершения добра. Они работали в детских домах, маленьких школах лекарями и врачами.

В своих городках они часто были окружены непониманием и насмешкой, слыли странными чудаками. Они были бессребрениками, хотя могли бы быть людьми состоятельными, если бы не отдавали с готовностью свое добро нуждающимся. Их политика малых дел всегда была великой стратегией. Каждое их деяние, казавшееся незаметным, и даже ненужным, порождало цепочку причинно-следственных связей, приводящих к спасенной жизни, предотвращенному убийству, построенной библиотеке.


Из книги Ботича:

— Я верю в это. Если бы ты увидел эти лица по всему миру, и людей, которые говорили «Спасибо, спасибо тебе за то, что ты спас мою жизнь и моего ребёнка. Позволь прикоснуться к тебе!» — и они начинали плакать. Это как исцеление. Есть веская причина, чтобы делать свою работу… помогать людям.


Гражданин Вселенной. У маленького ребенка сознание сконцентрировано на восприятии своей комнаты, дома, двора. Постепенно в его расширяющееся сознание включаются понятия улицы, города, страны.

Проявлением расширенного сознания является ощущение себя жителем планеты, гражданином Вселенной. При выходе на высокие уровни психологического развития на фоне расширенного сознания мысль астеника выливается в идею заботы о природе, земле, планете.

ОТНОШЕНИЕ К АСТЕНИКАМ

Когда мы видим проявления астеничности в искусстве, воплощающиеся в утонченном и ранимом восприятии действительности, мы принимаем их и считаем образцами человечности. Но, сталкиваясь с астеничностью в живых людях, мы часто испытываем раздражение или желание подчинить себе такого человека. В отношении астеника мы должны:

  • Принять его хрупкость и осознать его огромный потенциал развития.
  • Оказывать ему поддержку, больше хвалить, ведь доброе слово и любовь необходимы ему как воздух.

Создать щадящий образ жизни, обеспечить достаточное количество сна, регулярное питание, отсутствие перегрузок.


Из книги Ла Тойи:

Могу с полной уверенностью утверждать: как и наша мать, будучи очень чувствительным, Майкл не мог выносить человеческих страданий ни в какой форме. Вид голодного африканского ребенка на экране телевизора давал ему повод расплакаться.

— Ты только представь себе жизнь этих людей,— говорил он с печалью в голосе (размышляя о людях с уродствами и сиамских близнецах). — Это, должно быть, ужасно, когда все пялят на тебя глаза. Каждому хочется не быть таким, но болит-то у всех одинаково.

Мне понятно, почему Майкл так сочувствовал этим людям: быть звездой — это значит превратиться в витрину для других людей, на которую все глазеют. Я сержусь, когда над Майклом посмеиваются из-за его интереса к таким людям: ему жаль их, он не глумится над ними. Люди этого не понимают, и частично в этом повинен сам Майкл, ведущий уединенный, замкнутый образ жизни. Скрываясь от глаз людских, он скрывает и то, какой он замечательный, великодушный человек.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.