11) СИМВОЛЫ АЛЬБОМА DANGEROUS: введение.

© автор Elena_Pesko

В мире закрытых дверей
ТОТ, у кого есть ключ — КОРОЛЬ.

ВЕЛИКИЙ Альбом Dangerous МАЙКЛА ДЖЕКСОНА, выпущенный 26 ноября 1991 года…

Несколько лет назад выкладывала посты, посвященные символике альбома Майкла Джексона Dangerous.

Осталась неудовлетворенной по такой причине: ПОНИМАЛА, что выбранный КЛЮЧ — «теория психоанализа Фрейда» — применяя который я поясняла символы, не срабатывал на все 100%.

Для понимания ЧАСТИ символов ЭТА ТЕОРИЯ явно НЕ ПОДХОДИЛА, хотя «НАПРАВЛЕНИЕ поиска» было выбрано правильно.

Было ясно, что в подборе «КЛЮЧА» я ошиблась, хотя и близко «подошла» к тому, чтобы понять главные символы-загадки: РИСУНОК обложки, ТИЗЕР и ИНТРО великого альбома Майкла Джексона Dangerous…

Почему я так настойчиво искала ответы?

Ну, хотя бы потому что этого пожелал и сам Майкл. Казалось, что через такое глубокое понимание можно ближе «прикоснуться» к закрытой личности Джексона…

Вот что сказал в интервью САМ Майкл Джексон об этом альбоме: (Ebony Magazine, май 1992. Robert E. Johnson), ФАКТИЧЕСКИ НАМЕКНУВ на «ключ», которым можно отпереть заветную дверь в мир его души.

Вот что ОН рассказывает:


— Какова концепция альбома Dangerous / Опасный?

— Я хотел создать альбом, похожий на сюиту «Щелкунчик» Чайковского. Так, чтобы через тысячу лет люди могли бы всё ещё слушать его. Что-то, что могло бы жить вечно. Я хотел бы увидеть детей, и подростков, и родителей всех рас по всему миру сотни и сотни лет спустя, которые всё ещё выбирают песни из этого альбома и анализируют его. Я хочу, чтобы он жил.

— Я обратил внимание, что в этой поездке ты приложил особое усилие к тому, чтобы посетить детей.

— Я люблю детей, как ты можешь видеть. И младенцев.

— … и животных.

— Хорошо… есть определённое ощущение того, что животные и дети имеют этот дар – давать мне определённый творческий заряд, определённый стимул, который впоследствии – во взрослом возрасте – теряется из-за условий и обстоятельств, происходящих в мире. Один великий поэт сказал однажды: «Когда я вижу детей, я вижу, что Бог пока ещё не оставил человека / When I see children, I see that God has not yet given up on man.» Это сказал индийский поэт из Индии, его имя Тагор / Tagor. Невинность детей отражает для меня источник нескончаемого творчества. Она является потенциалом для любого человеческого бытия. Но когда ты становишься взрослым, ты conditioned / подвержен условиям, обусловлен, ты настолько сильно обусловлен всеми теми вещами вокруг тебя – и это уходит. ЛЮБОВЬ. Дети любящие. Они не сплетничают. Они не жалуются (не стучат). Они имеют открытое сердце. Они готовы принять тебя. Они не судят. Они не судят обо всем по цвету кожи. Они очень искренни. Это именно та проблема, которая касается взрослых: взрослые теряют это качество – искренность. А это тот уровень творчества, который так необходим, и он так важен — как для создания и записи песен, так и для скульпторов, и для поэтов, и для писателей. Это тот же вид невинности, который соответствует тому уровню сознания, на котором ты творишь. И дети имеют это. Я чувствую его и от животных, и от детей, и от природы. Конечно… И когда я на сцене, я не могу выступать, если не имею того вида общения — «пин-понга» – с толпой. Ты узнаёшь этот вид, конечно, и тот эффект от действий – реакцию. Потому что я заряжаюсь от них. Они по-настоящему чувствуют меня, и я всего лишь действую исходя из их энергии.

— Откуда всё это начинается?

— Я на самом деле верю в то, что Бог выбирает людей делать определённые вещи – так, как были выбраны Микелянджело, или Леонардо Да Винчи, или Моцарт, или Мухаммед Али, или Мартин Лютер Кинг. И это их миссия – сделать определённые вещи. И я думаю, что я до сих пор даже не царапнул поверхность того, что является моей истинной целью того, почему я здесь живу. Я предан своему искусству. Я верю в то, что всякое искусство имеет свою уникальную цель соединения материального и духовного, человеческого и Божественного. И я верю, что в этом и заключается истинное назначение любого искусства – и это то, что я делаю. И я чувствую, что мне повезло быть тем инструментом, через который приходит музыка… Глубоко внутри я ощущаю, что этот мир, в котором мы живём, является на самом деле большим, огромным, монументальным симфоническим оркестром. Я верю, что в своей изначальной форме любое творение является звуком и не просто случайным звуком, а музыкой. Ты слышал выразительность музыки сфер? Вот дословная фраза. В Евангелиях мы читаем: » And the Lord God made man from the dust of the earth and breathed into his nostrils the breath of life and man became a living soul / И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Бытие 2:7) Это «дыхание жизни» для меня – музыка жизни, и она пронизывает каждую фибру творения. В одной части альбома Dangerous я сказал: «Life songs of ages, throbbing in my blood, have danced the rhythm of the tide and flood / Песни жизни эпох, пульсирующие в моей крови, танцуют танец в ритме приливов и наводнений (книга Майкла Джексона «Dancing the dream» — «Планета Земля»). Это очень точное высказывание, потому что те же самые чудесные интервалы и биологические ритмы, которые звучат из структуры моей ДНК, регулируют движение звёзд. Та же самая музыка управляет ритмом сезонов, пульсом наших сердец, перелётами птиц, приливом и отливом волн океана, циклами роста, эволюцией и распадом. Это музыка, это ритм. И моя цель в жизни – подарить миру то, что мне посчастливилось получить: восторг божественного соединения через мою музыку и мой танец. Это моя цель. Это то, зачем я здесь.

— Как насчет политики?

— Я никогда не погружаюсь в политику. Но я думаю, что музыка умягчает savage beast / дикого зверя. Если ты положишь клетки под микроскоп и включишь музыку, ты увидишь, как они двигаются и начинают танцевать… Она действует на душу… Я слышу музыку везде… Знаешь, это самое большое, что я сказал за последние восемь лет…. Знаешь, я не даю интервью. Я доверяю тебе потому, что я знаю тебя. Ты тот человек, которому я доверяю, чтобы дать интервью…


Я начну именно с СИМВОЛОВ обложки этого альбома, которую пытаются расшифровывать не один год многие поклонники Майкла Джексона. Кому-то это интересно, кому-то нет — главное ведь всегда ПЕСНИ. Но есть и клипы на них, есть и другое художественное сопровождение Dangerous. И ПОТОМУ, так как я уже писала на эту тему, хочется завершить лично для себя это обсуждение.

Недавно по моему субъективному мнению код «ЗАВЕТНЫЙ КЛЮЧ» был найден и я решилась наконец поделиться своими мыслями, иногда повторяя ту информацию, которую постила ранее. Тем более и ОБЛОЖКА, и ТИЗЕР, и ИНТРО, и ПЕСНИ АЛЬБОМА ЕСТЬ единый организм, как видится мне сейчас. ПАЗЛЫ ОДНОГО художественного произведения — АЛЬБОМА Dangerous. И, как говорят: «ПОЕХАЛИ!» 


ПЕРЕД НАМИ РИСУНОК альбома Dangerous, выполненный американским художником Марком Райденом.

Не буду пересказывать информацию о Райдене, ее много в сети и у меня в дневнике.

Стиль художника — поп-сюрреализм.

Символы этого течения одновременно понятны и не очень. ТАК КАК БЫТЬ?

ЧТОБЫ их понять, надо опираться на значения этих символов именно в сюрреализме.

Кроме этого существует еще предварительный рисунок Обложки Dangerous, сделанный Марком Райденом.

На нем видим ГЛАЗА МАЙКЛА сверху, гуляющих ЖИВОТНЫХ, и есть РУКА с РЕБЕНКОМ, держащим ЧЕРЕП.

Обращает на себя внимание, что РУКА РЕБЕНКОМ на ПЕРВИЧНОМ НАБРОСКЕ, почти без изменений присутствует и на КОНЕЧНОМ рисунке обложки, что ДОКАЗЫВАЕТ очень ВАЖНЫЙ ПОСЫЛ этого СИМВОЛА для нас от Майкла Джексона.

На эти два рисунка и буду опираться в своих рассуждениях.

ИТАК — КАКОВ же КЛЮЧ ?

ПЕСНИ альбома Dangerous — великолепны. Сплошные эмоциональные восклицательные знаки! Но, главное, они понятны и близки ВСЕМ людям нашей планеты.

Согласитесь, такой же отклик должна находить и СИМВОЛИКА рисунка обложки альбома — ведь она обращается КО ВСЕМ — очень РАЗНЫМ по своему мировоззрению — людям.

С другой стороны (зная Майкла) она должна быть загадочной. Как этого можно было достичь?

Да очень ПРОСТО — ЗАЛОЖИТЬ в ИЗОБРАЖЕНИЕ МНОГОСЛОЙНОСТЬ. Через символику непонятного и загадочного сюрреализма, который сложился под большим влиянием теории психоанализа Фрейда и Юнга.

ПОТОМУ КЛЮЧОМ к рисунку Dangerous (и не только) на сей день считаю АНАЛИТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ Карла Густава Юнга, а НЕ психоанализ Фрейда (сновидения), на который опиралась ранее при размышлениях о СИМВОЛИКЕ этого АЛЬБОМА.

Художник Марк Райден сумел создать так много разно-читаемых символов и многообразие трактовок и споров, благодаря именно учению «АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ » Карла Густава Юнга.  🙂

… которая ТАК известна во всем мире.

На это учение и буду опираться при расшифровке символов.

В его основе лежит понятие о «коллективном бессознательном», в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития. И которое проявляется в психике индивида.

Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества,

в то время как индивидуальноеинформацию психического мира конкретного человека.

Не знаю, стоит ли подробно рассказывать. Попытаюсь, как смогу, пояснить кратко идеи Юнга. Ведь по мере их изучения становится понятно, ПОЧЕМУ ключ Dangerous находится именно в них. 

Начну с введения в ТЕМУ…

АНАЛИЗИРУЯ в течение многих лет душевную жизнь разных людей — молодых и старых, здоровых и больных, образованных и малограмотных, христиан и атеистов — ЮНГ ПРИШЕЛ К ВЫВОДУ О ТОМ, что существует некое всеобщее основание (коллективное бессознательное), ОДИНАКОВО присущее целым народам и эпохам.

Коллективное бессознательное развивается не индивидуально, а НАСЛЕДУЕТСЯ. Оно состоит из предвестных форм — АРХЕТИПОВ — которые только вторично могут стать сознательными. Досознательное происхождение архетипов связано с отражением повторяющихся элементов человеческого опыта.

Архетип есть своего рода ГОТОВНОСТЬ периодически ВОСПРОИЗВОДИТЬ те же самые или сходные мифические представления.

ОДНИ И ТЕ ЖЕ архетипы снова и снова вторгаются в сознание просвещенных европейцев и необразованных дикарей. Они описываются в древних ведических трактатах и современных романах.

Труды отцов церкви и сочинения нечестивых еретиков (гностиков, алхимиков, арабских врачей) содержат настолько сходные образы и идеи, что общепринятой стала теория заимствования.

АРХЕТИП обладает силой, идущей от бессознательного, и переживание архетипического характера совмещает одновременно восторг и ужас, благоговение и страх.

АРХЕТИПЫ можно представить как форму без собственного содержания (отпечаток), который организует и направляет психические процессы.

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах, героях, мифах, фольклоре, традициях, обрядах и т.д

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ и АРХЕТИПЫ выражают себя в символах, НО ни один из конкретных символов НЕ МОЖЕТ ПОЛНОСТЬЮ ВЫРАЗИТЬ АРХЕТИП.

ОДНАКО ЧЕМ БЛИЖЕ СИМВОЛ соответствует бессознательному, организованному вокруг архетипа, тем более сильную эмоционально-выраженную реакцию вызывает он у индивидуума.

ЮНГ СЧИТАЛ, что существует столько же архетипов, сколько типичных жизненных ситуаций.

Так что, подводя небольшой итог, о юнговских АРХЕТИПАХ, среди которых есть АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО, а также и АРХЕТИПЫ основных элементов структуры личности, попытаюсь найти ВСЁ ЭТО в символике обложки альбома Джексона Dangerous.

11

А начнем мы с архетипов основных элементов структуры личности.

С раскрытия этих понятий и ПОИСКА их на РИСУНКЕ.

ВВЕДЕНИЕ

Юнг также относил к архетипам и основные элементы структуры личности. Юнг выделяет следующие элементы / слои в структуре личности :

  • Персона
  • Эго
  • Тень
  • Анима / Анимус
  • Самость

1

Персона / личность — самый верхний слой личностного сознательного.

Персона — это визитная карточка «Я». Это манера говорить, мыслить, одеваться. Она является характером, социальной ролью, способностью самовыражаться в обществе.

НО персона отнюдь не идентична личности, как таковой.

Персона — латинское слово, обозначающее МАСКУ, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли.

Различают позитивные и негативные качества персоны.

В ПЕРВОМ случае (позитивные качества) она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносной внешней среды.

ВО ВТОРОМ случае (негативные качества), в случае если социальной роли предается слишком большое значение, Персона может задушить индивидуальность.

Персона может быть очень слабой или очень сильной.

Если Персона очень сильная, то она может разрушить и растворить человека, его Эго. Появляется ощущение могущества, вседозволенности.

Если Персона слабая, зажатая, то ее защитные функции будут страдать — из Тени появятся страхи, фобии, разрушительные тенденции.

Персона несет в себе защитную функцию и представляет собой часть подсознания — она может быть осознанной или неосознанной.

ЕСТЬ ли у нас это понятие «ПЕРСОНА / МАСКА» на рисунке обложки ?

Думаю, что есть  🙂

3

Но об этом и о многом другом в следующей части…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.