МАЙКЛ ДЖЕКСОН И СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО — часть третья

© автор — Elena_Pesko

Что же хочется еще добавить к тому, что уже было изложено? Скажу честно, меня издавна часто мучил вопрос: насколько актерское дарование Майкла было задействовано в жизни? Или вся его жизнь это одно большое актерское Действо?

Возможно многие со мной не согласятся, но думаю, что Майкл очень рано пришел к осознанию, что он особенный.

20

И начал понимать по мере взросления то, что ВСЯ его жизнь — и сценическая, и публичная, и даже по большей части личная — ВСЕГДА будет достоянием общественности.

И так будет в течении всей его жизни и, конечно, после его ухода. И Майкл жил с ПОНИМАНИЕМ ЭТОГО. С вИдением этой ситуации вдаль и вширь, на многие годы вперед.

Но… это не значит, что он не был искренним с нами. Наоборот.

С одной стороны вся его артистическая натура бурлила и играла на публику, что мы и наблюдаем во всех проявлениях, в частых его этапажах на публику.

С другой стороны будучи человеком ЭМПАТИЧНЫМ (сострадательным) от рождения Майкл Джексон очень много всего делал для людей именно по врожденным свойствам своей натуры, от самого сердца, а не потому, что так было выгодно для публичного имиджа. Так ему диктовало сердце.

Но как КОРОЛЬ он понимал, что ВСЁ ЭТО будет потом обсуждаться и обрастать легендами .

Есть такое понятие — МИФОТВО́РЧЕСТВО. Оно и имеется ввиду.

И это понимание также очень влияло и накладывало сильный отпечаток на всю его жизнь. Всем известно это выражение: «Мир подобен театру, а люди в нем актеры».

Помните, как сказано у Сомерсета Моэма в «Театре»? (это слова сына о матери, Джулии, великой актрисе).


Для тебя нет разницы между правдой и выдумкой. Ты всегда играешь. Эта привычка — твоя вторая натура. Ты играешь, когда принимаешь гостей. Ты играешь перед слугами, перед отцом, передо мной. Ты не существуешь.

Ты — это только бесчисленные роли, которые ты исполняла.


И ее ответ на это:


Роджер утверждает, что мы не существуем. Как раз наоборот, только мы и существуем. Они — тени, мы вкладываем в них телесное содержание. Мы — символы всей этой беспорядочной, бесцельной борьбы, которая называется жизнью, а только символ реален. Говорят: игра — притворство. Это притворство и есть единственная реальность.


Может быть сказано очень жестко, и не совсем в нашу тему, но доля истины в словах Джулии есть. К чему я подвожу? Знаете,  для меня Майкл есть сочетание ЭТИХ несочетаемых качеств. С одной стороны — он есть одновременно ПЕВЕЦ, ТАНЦОР, ТВОРЕЦ музыки, стихов и т.д…

С другой — он прирожденный АКТЕР и КАК АКТЕР ОН есть сама СУТЬ ЭТОГО ПОНЯТИЯ.

И думаю все согласятся, что не всегда отличный певец есть уникальный актер.

В Лунной походке Майкл написал:


Лучшее в мире образование — смотреть на то, как работают мастера. Тому, что я узнал просто стоя за кулисами и наблюдая, научить нельзя. Некоторые музыканты — группы «Спрингстин» и «Ю-Ту», к примеру, — возможно, и считают, что получили образование на улице. Я же артист от рождения. Мое образование идет со сцены.


Как ни странно, когда несколько лет назад перечитывала эти строки, возникли ассоциации с фильмом Мартина Башира… Почему Майкл Джексон в нем столь разный? Порой кажется что там — несколько Майклов.

Или Майкл выступает в разных обликах.

Было мнение среди поклонников, что там даже якобы есть некие двойники. Настолько и внешне и по поведению образы Майкла в фильме Башира разительно отличались друг от друга.

И к этому явлению многоликости Майкла сам Башир никак не причастен.

Я лично в фильме никаких двойников не вижу. Освещение, ракурсы, грим, и то, что фильм снимался не один месяц создали такую иллюзию.

Или, все-таки, частично ее создал сам Майкл? Вопрос очень интересный…

Но действительно давайте сравним пару-тройку моментов с иными фотографиями Джексона. Это всегда познавательно. Лично я люблю эту игру. Ведь действительно Майкл просто любил нас удивлять своими разными образами в течении жизни.

Меня очень впечатлили эти два снимка:

Даже не вижу особой разницы кроме возраста. Или здесь:

А как вам эта пара фотографий? 

Образ непривычно серьезного Майкла так схож с фотографией весьма иного содержания. И этот образ Майкла очень отличается от других образов в фильме… и так далее.

Конечно же везде МАЙКЛ. Я не буду углубляться и в эту кроличью нору. Хотя может и стоило бы. Просто Майкл такой и есть. Он — разный. Как и мы все. Но (!!!) все-таки Майкл — это уникальное явление.

Помните я уже это говорила в предыдущей части?


Майкл есть Человек с врожденными артистическими способностями. Он играет, фантазирует каждую минуту. И нет четкой грани между Майклом-человеком на сцене и Майклом-человеком в личном пространстве. Это пульсирующая Звезда.


Пульсации Майкла, игра между личным и сценическими образами столь естественна, что они — эти пульсации — беспрерывно сменяют одна другую, и являются естественной характеристикой натуры Майкла. Данной ему от рождения. И это было с ним всегда.

И на сцене и часто в общении.

Поэтому он порой вводил собеседника в заблуждение. И даже в ступор. Так мне мыслится. И это часто было непреднамеренно.

Просто Майкл Джексон не мог удержать свою натуру. Как и было в фильме Башира (это мое частное мнение).

И Башир НЕ УСПЕВАЛ за этими пульсирующими свойствами характера Майкла. И не смог ПОНЯТЬ: кто же есть такой — Майкл Джексон?

Хотя…. ВОЗМОЖНО (как один из вариантов ответа) Майкл специально предстал перед Баширом в таком разнообразном облике. Играл, шутил и по-актерски запутывал.

Или все-таки Майкл таков и есть в обычном общении? — очень-очень разный? Как вы думаете? Возможны все варианты.

Например, открывшись в чем-то, Майкл мог и пожалеть. И решил за этими разными образами скрыться. Пытаясь ЗАЩИТИТЬСЯ таким образом.

Чтобы никто особо ничего не понял. И Башир в том числе…

У меня все-таки есть свое мнение. Но я его не стану навязывать.

Однако, если подумать, то сначала Майкл был очень открыт. Да и потом. И много всего интересного поведал Баширу. Вот только собеседник попался отвратительный…

А теперь послушаем, ЧТО говорит Майкл о СЧАСТЬЕ и СЦЕНЕ. В этом отрывке ВСЯ СУТЬ Майкла — то что я пытаюсь сказать уже не одной частью, Майкл выразил кратко в течение 3 минут.

И то, что СЦЕНА ДЛЯ НЕГО — ВСЁ! И, обратите внимание, Майкл еще говорит о своей эмпатии. Он есть соединение этих качеств.

  • Он — Актер.
  • И он — глубоко сострадательный человек.

Но, лучше послушаем Самого Короля.

Как всё просто… Вот она — разгадка личности Майкла Джексона и ответ на вопрос Башира о том, кто такой Майкл Джексон.

А Башир так ничего и не понял…

Или просто не мог понять?

ЭТО УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОТРЫВОК. Для меня в этом небольшом кусочке видео есть почти ВСЕ ОТВЕТЫ на многие вопросы. На этом, небольшое путешествие в страну «Актерского мастерства» в этой части закончу.

И хочу поговорить об ЭМПАТИИ.

Так как уже написала выше, что с одной стороны Майкл Джексон — гениальный музыкант и творец, но…

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ Майкл — это еще и сострадательный человек. ЭМПАТИК.

Человек такой уникальной конструкции, вечно отдающий энергию, поэтому он очень нуждался в ней.

Именно на всем этом мне хотелось бы немного остановиться. И сначала поговорим об ЭНЕРГИИ. Психической энергии СЦЕНЫ.

Итак, обратимся к М. Чехову «Об искусстве актера» — приведу лишь выдержки из его работы…


Вообще говоря, энергия, исходящая от публики, используется актером во время исполнения роли.

Атмосфера, излучающаяся со сцены в зрительный зал, объединяет зрителей между собой и зрительный зал с актерами.

Зрительный зал не только воспринимает атмосферу спектакля – он усиливает ее и посылает обратно на сцену, чем в свою очередь усиливается атмосфера спектакля. Таким путем растет и крепнет связь актера и зрителя в течение спектакля.

Вы знаете, что актер играет на сцене с помощью публики. Вы знаете также, что если этой помощи нет, то актер обречен на полную неудачу. Но помощь эта возможна только при наличии атмосферы, связывающей публику с актером. Только благодаря атмосфере зритель начинает любить актера, верить ему, излучать на сцену благодетельные, поддерживающие и питающие актера душевные флюиды.

Источник


Не правда ли это просто про Майкла? Насладимся еще раз ЭТИМ ВЗАИМООБМЕНОМ. Небольшой отрывок — интересен тем, что это — НАЧАЛО выступления).

Да… глядя на Майкла разыгрывается много эмоций. Спасибо ему за эти прекрасные мгновения, за его воображение и магию на сцене. За то что он мог так подать свои творения, что мы верили и верим в достоверность происходящего. Что это все было именно в его жизни. Любовь, Страдания… Озвученные персонажи. Он разбудил наше воображение, наши чувства. Наши фантазии.

Помните, мы уже говорили о воображении?

Вот еще слова Майкла:


Я всегда недоумевал, как люди могут думать, что творчество артиста — всего лишь отражение каких-то реальных событий из его жизни или слепок с его или ее образа жизни.

Как правило, это далеко от истины. Порой я опираюсь на свой опыт, но бывает также, что песня рождается как бы сама по себе.

Воображение артиста — главный его инструмент. Оно может создавать настроение, будить чувство.


О воображении мы говорили в предыдущих частях, поэтому вернемся все-таки к ЭНЕРГИИ.

ЭНЕРГИЯ…

Сколько магии в этом слове.

В театральном мире распространен миф о том, что актер должен обладать энергией, как магнетической завораживающей зрителя силой, в больших количествах.

Практики театра, рассуждая о секретах профессии, нередко используют слово «энергия»: «быть в энергии», «обмен энергией со зрителем», «психическая энергия актера» и т.д.

Чаще всего под «энергией» понимаются проявления темперамента или возбужденное состояние актера перед выходом на сцену, которое добывается с помощью «самонакачки».

Безусловно, сцена – «магическая зона с особой энергетикой», требующая от актера (певца) повышенной активности.

Но все ли актёры знакомы с таким понятием, как техники управления энергий ДО, В ПРОЦЕССЕ и ПОСЛЕ выступления?

Рассмотрим феномен «энергии» с разных точек зрения.

  • Есть понятие в физике.
  • Другой полюс – эзотерический.

С точки зрения Йоги:


Существует всеобщее начало энергии или силы, называемое санскритским словом «Прана», что значит»Абсолютная энергия.

Это всеобщее начало составляет «сущность всякого движения, силы или энергии, как бы и в чем бы оно ни проявлялось – в силе ли притяжения в электричестве, во вращении планет или в других формах жизни, от самой низкой до самой высокой.


Однако, нельзя путать Прану с «Я» (Ego), с этой частицей божественного духа.

Прана есть просто форма энергии, которую «Я» использует для своего материального воплощения. При помощи дыхания йогов «мы можем накапливать прану как аккумуляторы вбирают в себя электричество».

Таким образом, энергия (от греч. energeia — деятельность) – универсальная сущность, присущая всем формам материи…


В общем ясно, к чему я подвожу, хотя всем это и так понятно. Верю и этому есть доказательства в воспоминаниях и многочисленных исследованиях фанов, что Майкл не просто так изучал и практиковал Йогу… Она ему была просто необходима в жизни. Он знал жесты, как символы; и позы и жесты, которые дают ЭНЕРГИЮ. Сейчас не буду углубляться в эту тему.  Вот ссылки по теме «Энергия» — раз, два, три.

Скажу честно. То, что я прочитала о Станиславском меня изумило. Известно, что Станиславский практиковал таинственные упражнения на «лучеиспускание» и «лучевосприятие». Эти упражнения вызывали скепсис материалистов и, как правило, изымались редакторами из текстов. Однако, в третьем томе собрания сочинений мы обнаруживаем описания упражнений, явно придуманных под влиянием трактатов о йоге.

Например, упражнение «Ртуть».


Ученикам предлагается представить, что через палец правой руки в тело вливается ртуть, и внимательно следить за движением «мнимой ли ртути или внутренней энергии – все равно… по внутренней мышечной сети. Оно необходимо для отыскивания зажимов. Мышечный зажим – застрявшая по пути двигательная энергия.


Переведя инструкцию Станиславского-Торцова на условно-«технический» язык можно сказать, что речь идет о способе преодоления сопротивления в проводнике, т.е. в теле актера. Торцов продолжает:


Энергия, выходящая из самых тайников сердца, «проходя по мышечным путям раздражает двигательные центры и вызывает внешнее действие.

Вы уже знаете по опытам лучеиспускания (это первое упоминание о «лучеиспускании»), что энергия движется не только внутри нас, но и исходит из нас, из тайников чувства, и направляется на объект, находящийся вне нас», на зрителя на партнера.


Станиславский точно передает ощущения ученика:


Когда энергия скользила сверху вниз, казалось, что опускаешься в преисподнюю. Когда же она поднималась наверх по спинному хребту, чудилось, что точно сам отделяешься от пола.

Источник


Знаю, что многие удивятся, но еще я хочу здесь привести слова потрясающей женщины и актрисы — Аллы Демидовой. Они очень даже в тему.


Последнее время мы много говорим о психической энергии, об энергии актеров, но половина актеров практически не подозревают, что это такое. Это не темперамент…


В начале века англичане сняли на пленку знаменитого индийского факира, который на глазах у тысячной толпы по веревке забирался в небо. Когда они проявили эту пленку и посмотрели на экран, то увидели, что факир сидит в своей йоговской позе спокойно, рядом с ним моток веревки, а вся тысячная толпа смотрит в небо. Камера не фиксирует, но психическая энергия гипнотизера, актера, факира существует в реальности.

Когда кинематограф только начинался, когда в кино играли только театральные актеры, можно было заметить излишнюю экзальтацию. Это театральные артисты транслировали зрителям энергию, не понимая, что камера бессильна ее передать. Некоторые артисты сегодня, когда переходят в другую профессию киноактеров, становятся неестественными, мягко говоря, тоже по этой же причине.

Психическая энергия — свойство хорошего театрального актера и гипнотизера.


Актерское искусство — это гипноз , воздействие на подсознание. Чтобы зал «заиграл», в нем должно быть не менее 30% зрителей, поддающихся гипнозу.


Закон сохранения энергии. Вот вкратце что такое психическая энергия.

Да, Майкл Джексон МАГИЧЕСКИ действовал на зал. И на людей, которые встречались с ним. Говорили, что когда люди видели его, они делали инстинктивно шаг навстречу…

Да что говорить… даже через экран пробивает эта энергетика.

Даже добавить нечего…

А еще, Алла Демидова сказала, что она «знает методику упражнений, чтобы ее — эту энергию — усилить.»

И еще хочу привести ее слова, которые сразу ассоциативно перенесли меня к Майклу Джексону.

Ей задали вопрос во время интервью:


— Говорят, что у вас какое-то особое, почти мистическое отношение к зеркалам. Вы блистательно сыграли в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Оно и в названии ваших книг — «Тени Зазеркалья», «Ахматовские зеркала»…

— Я действительно, как и Анна Андреевна Ахматова, очень люблю зеркала. Мое особое отношение к зеркалам, видимо, подсознательно актерское.

В ЯПОНСКОМ ТЕАТРЕ «Но» перед проходом на сцену есть зеркальная комната. Актер, отражаясь во множестве зеркал, должен внутренне сконцентрировать эти отражения-фантомы в одно и только после этого выйти на сцену.

И в актерских гримерных наших театров на столах стоят трельяжные зеркала, в которых многократно отражаешься.

И когда неожиданным поворотом, буквально полузатылком вдруг видишь какого-то другого человека — персонаж, который тебе предстоит сыграть в спектакле… когда фиксируешь этот образ, уже живущий в тебе, приходит совершенно удивительное чувство, необходимое каждому актеру.

Во всех старых театрах есть зеркала. Несмышленыши думают, что они поставлены, чтобы актеры могли поправить прическу. Глупенькие! Зеркала нужны, чтобы убедиться, что там холодное отражение тебя уже другого.


Как не вспомнить фильм Майкла «Призраки», где он сыграл аж пять ролей.

Так что не вызывает сомнения, что Майкл для энергии и здоровья изучал такие вопросы — как «ЭНЕРГИИ человека и управление ими».

И прежде чем пойти дальше, хочу вернуться к такому понятию как ЭМПАТИЯ.

Уже однажды писала на эту тему, позволю себе сама себя процитировать.


Майкл Джексон — очень чувствительный человек, с избытком сочувствия к другим людям. То есть он идентифицировал себя в понимании чьей-либо ситуации, чувств, и побуждений. Особенно по отношению к людям, которые самые незащищенные в нашем жестоком мире. Это ДЕТИ.

Этот дар называется ЭМПАТИЯ или — СОЧУВСТВИЕ. Что есть и подарок тому, кому он дан и его проклятие.

Часто такие люди с сильным сочувствием бывают неправильно поняты обществом.

Совсем недавно были проведены исследования, чтобы понять этот тип индивидуальности. Способность сочувствия идет вразрез с природой многих, поскольку это подразумевает уровень высокий близости.

Но достичь его бывает очень трудно, так как много людей прикладывают много усилий по сопротивление этому. Для человека, который empaths это не выбор существования. Это его сущность. И с ней он живет.

Эмпатичный человек может лишь стараться защищать себя, так как он очень глубоко чувствует страдания и боль других людей.

Сочувствие — это есть умение быть в состоянии соединиться с другими.

Я полагаю, что этот подарок был дан свыше Майклу Джексону. И был в центре его сил и его слабостей, непосредственно приводящих к его удивительным способностям.


Помните КАК Майкл спел эту песню Смоки Робинсона «Who’s loving you»?

В столь раннем возрасте Майкл сумел передать чувства взрослого человека.

Думаю это следствие этого дара, который он еще не осознавал тогда. И Майкл знал и чувствовал, что он отличался. Да и окружающие люди знали, что он отличался.

Они обожали его, но они также высмеивали его в своем собственном дискомфорте, не находя этого самого сочувствия у себя самих и, возможно, завидуя этому дару Майкла.

Это и преследовало Майкла Джексона всю жизнь.

Он хотел быть только понятым и принятым. И любимым.


Сочувствие, эмпатия может присутствовать на многих уровнях. Этот дар может отсутствовать, или присутствовать во всем .

Майкл, казалось, был на верхнем уровне континуума. Это не означало, что он понял это или даже знал о том, чем это было для него, и что возможно, именно это дало ему такие сильные чувства.

Музыка была его проводником в этой уникальности.

Майкл полагал, что мог излечить людей через свою музыку. И через свою эмпатию во всём. Что и было.

И он получил признания за эту уникальность, но он был также и раскритикован за нее.

Так что же такое эмпатия? И что это за люди ею обладающие?

Да, они чрезвычайно сострадательные люди. Однако, они часто страдают от своих эмоций, колебаний настроения, беспорядка, изоляцией и страхом, и постоянным беспокойством. Это не означает, что они не бывают счастливы и спокойны. Просто они должны управлять своими чувствами. Уметь защищаться. Искать территорию своего Счастья.

Майкл создал реальную территорию — это был Неверленд. Территория Счастья, воплощенная в жизнь. Но что было дальше знают все…

Читая как-то в инете, нашла такое высказывание об ЭМПАТИИ (человек писал о себе).

— Это как наличие татуировки на лбу, чтобы другие знали о том, что они могут обратиться к человеку-эмпатику. И он разделит их чувства, он будет слушать, понимать и чувствовать их боль.

Так вот, этот человек рассказывал о том, что он постоянно испытывал интенсивную боль — душевную и физическую вследствие своей эмпатии. И то, что люди пользуются этим его свойством.


Но откуда браться энергии, если ты всегда ее отдаешь?

Частично мы уже нашли ответ на этот вопрос. Майкл искал энергию-поддержку у нас, у поклонников. На концертах, в повседневной жизни. В проявлениях любви к нему.

В молитвах.

У детей, которые его вдохновляли.

У Природы. Планеты Земля. Космоса.

И, конечно, изучал и изучал все то, что могло ему дополнительно помочь в соединении с ЭНЕРГИЯМИ КОСМОСА.

А это были древние и современные методики. Учения, которые дополнительно подпитывали его. Давали силы жить и творить.

И Майкл эту ЭНЕРГИЮ опять отдавал нам всем. Тем, кто нуждался в ней. Тем же поклонникам, детям. Всему Миру.

Вот такой круговорот…

I’m starting with the man in the mirror Я начинаю с человека в зеркале, (Man in the mirror, oh yeah) (с человека в зеркале) I’m asking him to change his ways, yeah Я прошу его измениться. (Change) (измениться) No message could have been any clearer Ни одно послание не может быть яснее: If you wanna make the world a better place Если вы хотите, чтобы мир стал лучше, Take a look at yourself and then make the change Посмотрите для начала на себя и изменитесь, эй! You gotta get it right, while you got the time Вы должны всё правильно понять, пока у вас есть время, ‘Cause when you close your heart Потому что если вы можете закрыть сердце, (You can’t close your, your mind) (не закрывайте разум!) Then you close your mind Значит, вы закроете и разум…


Всем спасибо, кто дочитал…

Можно бесконечно долго смотреть на три вещи — воду, огонь… и МАЙКЛА ДЖЕКСОНА…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *