© автор — Евгения Маврина (сайт газеты «Мир Новостей»)
Мэтр советского приключенческого боевика Самвел Гаспаров (“Ненависть”, “Шестой”, “Координаты смерти” и др.), благодаря которому в 1993 г. Майкл Джексон впервые посетил Россию, не одобряет этот ажиотаж.
Все, кто раньше зарабатывал на Джексоне, и сейчас делают на нем баснословные деньги, — размышляет режиссер.
И вспоминает историю из жизни легендарного певца, которая вряд ли когда-нибудь войдет в фильм или книгу о нем, но прекрасно характеризует его как Артиста и Человека.
В 1992 г. Гаспаров помог коллеге Элизабет Бостан на съемках концерта Джексона в Бухаресте и познакомился с его продюсером Марселем Аврамом. Узнав, что Гаспаров собирается снимать фильм в США, Аврам предложил ему заработать и устроить концерт Джексона в Москве. Режиссер подумал, что за словами ничего не последует. Однако вскоре столицу посетили представители продюсера. Так режиссер неожиданно для себя попал в шоу-бизнес. Он надеялся на поддержку профессионалов, акул шоу-бизнеса, но те, напротив, всячески ему мешали. В течение нескольких месяцев, пока шла подготовка к шоу, газеты публиковали порочащие компанию Гаспарова “Десса” статьи.
Писали, что я ликеро-водочный король, что буду продавать водку на стадионе, — рассказывает Гаспаров. — Что везу в Москву двойника Джексона.
Певец прилетел за 3 дня до концерта и поселился в “Метрополе”. Он осматривал достопримечательности, посещал магазины, встречался с политиками, ездил в балетную школу и Таманскую дивизию. Повсюду его окружали толпы любопытных. В день концерта, 15 сентября, зарядил ливень. “Доброжелатели” Гаспарова поработали на славу: продажа билетов была сорвана, у метро объявляли, что концерт отменен, сотрудники МВД дважды обыскивали “Лужники” с собаками — сначала искали наркотики, затем бомбу. Джексону сказали, что 15-е — день дьявола и что он сломает позвоночник, если выйдет на сцену. Время шло. Моссадовцы из охраны певца скрутили милиционера, которого приняли за убийцу, — тот хотел снять Майкла скрытой камерой для домашнего архива и спрятался под лестницей, по которой Джексон должен был подниматься на сцену… Режиссер был в шоке от происходящего. Певец к тому моменту раздумал выступать: стадион был практически пуст, сцена — мокрой и скользкой.
Тогда-то и появилась та пожилая женщина — мне ее Бог послал! — восклицает Гаспаров. — Она вошла ко мне с огромным рисунком — его нарисовала ее почти слепая 12-летняя дочь. На рисунке был Майкл, больше похожий на Че Гевару или Л. Толстого. Девочка мечтала об автографе”. Гаспаров пошел к певцу с картиной, думая не о пропавшем концерте, а о том, что ребенок может прозреть от желания увидеть автограф кумира. “Ты сумасшедший! — вскричал Аврам, сидевший с Майклом. — Ты все потерял! Тебе что, больше делать нечего?!” “Да, я проиграл, — ответил Гаспаров. — Но мне нужен этот автограф. Считайте, что я заплатил все эти деньги за автограф!” Джексон расписался и обратился к Авраму: “Я не знал, что мой автограф так дорого стоит! Я буду петь. Только приведите народ. И нужно много полотенец, чтобы вытирали сцену”. Открыли все ворота, и безбилетная публика ринулась на стадион… Джексон появился на сцене и застыл, повисла пауза.
“Ливень, народ замер. И вдруг как гром — музыка, и Майкл взрывается в танце. Стадион тоже будто взорвался. Никогда не видел ничего подобного. От счастья у меня потекли слезы”, — говорит режиссер.
В финансовом плане шоу провалилось. На следующий день Гаспаров встретился с Аврамом, и тот попросил оплатить только перелет: “Джексон денег не хочет”. Речь шла примерно о $400 тыс. “
Такой вот жест сделал Майкл. Наверное, все они поняли, как мне было непросто работать.
Все планы Гаспарова рухнули, а “Десса” вскоре перестала существовать.
Проводив Джексона в аэропорту, режиссер больше никогда с ним не встречался, но его смерть сильно опечалила Гаспарова:
Мне его стало безумно жалко. Ушел потрясающий талант, гений. Майкл — человек страшной судьбы. Его ребенком выкинули на эстраду, и он уже себе не подчинялся. У него отняли детство, он не видел нормальной жизни и был несчастен… Но давайте помнить хорошее — его музыку, его танец, а его самого — как человека, который подарил концерт полуслепой девочке.
Интервью с Самвелом Гаспаровым от 2010 года (на которое также была приглашена его конкурентка и сообщила интересные подробности — в частности, что НИ ОДИН конкурент Гаспарова тогда не был заинтересован в срыве концерта, однако они обрадовались, что концерт проводить не им… интересно…)