8) ВРЕМЯ: повелители времени (часть третья — DANGEROUS — глава вторая)

© автор — Elena_Pesko

В предыдущей части немного поговорили о Марке Райдене — художнике, который рисовал обложку Dangerous.

Сам Марк Райден это вспоминает так:


До этого я работал с Артистическим Директором Sony Music (Nancy Donald) во многих проектах, и, когда ей заказали проект для Майкла Джексона, она вспомнила обо мне.


То есть не Майкл Джексон нашел этого художника. Он его НЕ ЗНАЛ до этого времени. Прошу на это обратить внимание. Это не была инициатива самого Майкла — нанять ТАКОГО художника — молодого поп-сюрреалиста.

Но, надо отдать должное Майклу, он точно пытался разобраться в мировоззрении Марка Райдена, который должен был с ним работать.

Понятно, что без знаний трудно понять сюрреализм, который отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм (благо, сейчас это не составит труда). Сюрреалисты выполняют свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работают с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Фрейдистские взгляды, а далее и взгляды Карла-Густава Юнга были близки многим лидерам сюрреализма, что даже превратились в их способ мышления. Может быть поэтому, если верить книге Вогеля, Джексон внимательно изучал труды Карла-Густава Юнга (и Джозефа Кэмпбелла), на которого и опирался Марк Райден.

Ведь этот популярный в XX — XXI веке психоанализ обращает первостепенное внимание именно на те состояния души, которые прежде всего интересовали сюрреалистов (сон, психические расстройства, детская ментальность, первобытная психика, свободная от ограничений и запретов цивилизации)…

Так что делаем такой вывод: Карл-Густав Юнг и его «Концепция коллективного бессознательного» могут иметь прямое отношение к пониманию символики обложки альбома Dangerous.

И в связи с этим давайте попробуем хоть немного разобраться «Что и Как»…

Тем, кто «помазал” Юнга на «царство» в психоаналитике, был Зигмунд Фрейд, которому ничуть не нравилось увлечение Юнга оккультизмом, телепатией и сверхъестественным.

Карл-Густав Юнг между тем упорно шел в этом направлении, подталкиваемый сильной внутренней потребностью и еще более сильным внешним воздействием: алхимия, магия, герметизм, гностика, каббализм, Восток — все эти тайные, недоступные знания очень его привлекали. А многое из этого списка он практиковал.

Вот что он сам говорит об этом:


Во мне сидел некий демон, и в конечном счете это определило всё.

Он пересилил меня, и если иногда я бывал безжалостен, то лишь потому, что находился в его власти. Я никогда не мог остановиться на достигнутом.

Я должен был спешить вперед, чтобы поспеть за моими видениями.


А вот еще его слова:


Остаются вечные проблемы: как преодолеть страх или избавиться от совести, долга, принуждения и подсознательных желаний. И если мы не в состоянии решить эти проблемы, опираясь на нечто светлое и идеальное, то, может быть, следует обратиться к силам темным, биологическим.

Юнг Карл-Густав: «Воспоминания, сновидения, размышления».


Что ж… после этих строк, надеюсь, вас это заинтересовало. Делайте выводы о человеке, который оказывает своими трудами огромное влияние на аналитическую психологию современного мира. И не только.

А теперь обратимся к его психоанализу. Одним из центральных понятий, разрабатываемых Юнгом, является АРХЕТИП.

Вот что он пишет:


Архетип — бессознательная структура, формирующая представления; она является содержанием коллективного бессознательного, как врожденных психических структур, лежащих в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, верований.

Набор архетипов ограничен и передается на генетическом уровне, задавая общую структуру личности, ее творческую активность.

В сфере индивидуального бытия архетипы проявля­ются в сновидениях, грезах, в художественном творчестве; на их основе формируются устойчивые структурные компоненты личности – эго, персона (маска), тень, анима / ани­мус, самость.

Влияние архетипов на психическое развитие индивида осо­бенно велико в узловые и кризисные моменты человеческой жизни, в такие периоды, как младенчество, отделение от родителей и взросление (инициа­ция), юность и определение своего жизненного призвания, посвящение себя какой-либо высшей идее, кризис середины жизни и т.д.


Архетип согласно Юнгу: «дается при рождении»…

Кем? На этот вопрос Юнг не ответил.

… «он безотносителен к понятиям добра и зла, но есть лишь возможность того и другого».

В то же время по Юнгу: «архетипы — темные образы, выступающие, например, в сновидениях; они воспринимаются как нечто жуткое и чуждое, но неизмеримо превосходящее человека, священное».

В отличие от Фрейда, “неспособного понять религиозные переживания”, Юнг по его собственным словам, «позитивно относился ко всем религиям».

От меня: только ПО ЕГО словам.

Однако вере у него противостоит знание:


Современное сознание, — пишет он, — с отвращением отвергает веру, а поэтому и основанные на ней религии. Оно признает их лишь в той степени, в какой их познавательное содержание внешне совпадает с изведанными феноменами заднего плана души…

Оно хочет знать, т.е. иметь первоопыт.


Юнг видит «движущие силы человека в опыте предшествующих поколений культуры — в коллективном бессознательном, запечатленном в архетипах», как бы не замечая, что древний архетип зла способен разбудить чудовищ не только внутри человека, но и вне его.

В итоге, концепция коллективного бессознательного посредством анализа мифов, сновидений, фантазий распространяется Юнгом на все более широкий круг явлений и постепенно приобретает черты религиозно-философского учения, замешенного на оккультизме, магии, алхимии, астрологии.

Его пациентами и собеседниками были знаменитые физики А. Эйнштейн и Н. Бор, философ и историк А. Тойнби, писатели А. Моравиа, Дж. Джойс, Г. Гессе и многие другие, испытавшие на себе завораживающее демоническое обаяние мэтра.

Собственную аналитическую психологию Юнг называл то «западной йогой», то «алхимией XX века», прямо высказывая враждебность к Христианской Истине как к «идее, отпадшей и преодоленной».

«Что» или, точнее, «кто» стоит в эпицентре учения Юнга?


Над всеми же и всем, по мнению Юнга (и Гессе), стоит тот, кто управляет Вселенной, — падший ангел, вечный богоборец сатана Люцифер.


А как же Иисус Христос?


Образ Совершенного Человека и Совершенного Бога — Иисуса Христа — Юнгом был отметен сразу и бесповоротно.


ЕГО… Юнг ставит в один ряд и со знаменитыми личностями и с иными «богами современного секуляризированного сознания» — с Конфуцием, с Сократом и с Буддой (не смущаясь хотя бы тем, что никто из них не принес себя в искупительную жертву ради людей)...

Может кто-то не согласится с вышеизложенным выводом о многими любимом Карле Юнге. Но это — личное дело каждого…

Итак, пойдем далее. Кроме АРХЕТИПОВ у Юнга есть и другое понятие.

СА́МОСТЬ (нем. Selbst — «я», собственная личность) — в аналитической психологии Карла Густава Юнга, архетип порядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека и принципом их объединения.

Отдельные мысли о самости появились уже в ранних письмах Юнга, но как достаточно проработанная идея она зафиксирована лишь в 1920 г.

В 1958 г. понятие самости получило завершенное выражение в качестве постулата, призванного объяснить данные, полученные опытным путём.


Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение этой роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью.

Самость, наравне со всеми архетипами, обладает парадоксальным, антиномичным характером.

Она — и мужчина, и женщина, и старец, и дитя, она и сильна, и беспомощна, и велика, и мала.

Самость представляет собой подлинное «complexio oppositorum» (лат.: переплетение противоположностей), хотя это не означает, что в ней самой содержится что-либо противоречивое.


В традиционных религиях архетип Самости (по Юнгу) выражается в фигурах Христа, Пуруши, Будды и так далее.

Вот что он пишет по этому поводу:


Но НИ ОДИН (!!!) из ЭТИХ ПЕРСОНАЖЕЙ не исчерпывает неопределимую природу архетипа.

Совершенно непостижимо, что существуют какие-то конкретные образы, способные выражать архетипическую неопределенность.

Поэтому я считаю себя обязанным дать соответствующему архетипу психологическое наименование «Самость» — термин, который, с одной стороны, достаточно конкретен для того, чтобы передать сущность человеческой целостности, а с другой стороны, достаточно неопределен, чтобы выразить неописуемую и неопределяемую природу этой целостности.


Вот так-то… не более и не менее…

«НИ ОДИН из ЭТИХ ПЕРСОНАЖЕЙ не исчерпывает неопределимую природу архетипа».

Ни Христос, ни Пуруши, ни Будда… И добавить-то нечего…

Но, двигаемся дальше — пока фрагментально для того, чтобы понять есть ли эти следы-символы Юнга на обложке Dangerous. И если есть, постараться понять — что к чему.

Есть ли у нас понятие САМОСТИ по Юнгу? Видим ли мы это?

Сам Карл-Густав Юнг говорил так:


Если «внутреннее» невидимо и не может быть представлено, хотя оно и воздействует совершенно отчетливо на сознание, можно попытаться нарисовать его.

Цель этого выразительного метода заключается в том, что бессознательное содержание становится доступным и более удобным для понимания.


Вот оно на альбоме, как мне кажется.

ЭТО ОДНОВРЕМЕННО, по Юнгу символы КОРОЛЬ и КОРОЛЕВА.

Причем для выражения «Самости» (объединение противоположностей — par excellence) и центрального архетипа «коллективного бессознательного» выбраны, как мы видим ИМЕННО эти фигуры.

Именно а-ля КОРОЛЬ ФРАНЦИИ — НАПОЛЕОН с головой СОБАКИ, сидящий на троне.

И КОРОЛЕВА — ПТИЦА, изображенная Английской Королевой.

Почему именно ОНИ? Может потому, что они — ЯРКИЕ символы прошедшего века? (Завершающей «ЭПОХИ» по мнению многих.)

Наполеон Бонапарт является одной из самых ярких личностей всемирной истории 19 века. Во время и после его правления Наполеона любили и ненавидели, обожествляли или считали его дьяволом.

После того как он исчез с мировой арены, ему стали посвящать книги, знаменитые писатели делали Наполеона героем своих произведений, поэты восхваляли или низвергали его в своих стихотворениях.

Он прошел путь от самых низов до властелина почти всего цивилизованного мира.

Он наделен необычайными способностями — этот жесткий и решительный человек, ставший кумиром многих поколений.


Житие Наполеона — как «Апокалипсис» святого Иоанна: все чувствуют, что там скрывается что-то еще, но никто не знает, что именно — Гёте.


И вправду, большинство жизнеописаний Бонапарта, включая самые известные, построены на изучении высказываний самого главного их героя или его современников, многие из которых были либо очарованы совершенно нечеловеческими способностями императора, либо боялись его.

Теперь немного о КОРОЛЕВЕ- ПТИЦЕ.

Почему бы КОРОЛЕВЕ не быть Королевой Викторией?

Одна из величайших женщин всех времен — олицетворение целой эпохи. И почему бы не ей быть второй дуальной половиной САМОСТИ?

Королева Виктория правила Великобританией 64 года.

Что касается международных отношений, то Виктория интересовалась улучшением отношений между Великобританией и Францией.

Этот период стал настоящим расцветом Великобритании, которая из аграрной страны превратилась в одно из самых развитых Европейских государств, и пережила не только экономический, но и политический взлет.

Период правления королевы Виктории получил название «викторианская эпоха».

В это время преобразились города, появилось уличное освещение, водопровод и канализация, тротуары, люди узнали о санитарии и гигиене. Были изобретены музыкальные шкатулки, фотография, механические пианино, открытки, игрушки.

Именно королева Виктория вместе принцем Альбертом ввели театрализованные Рождественские представления, подарки. Благодаря им в Великобритании появилась традиция наряжать елку.

Пример этой королевской семьи стал образцом для подражания в стране, это был период порядочности, сохранения семейных ценностей, появились выражения «викторианская мораль», «викторианская семья».

Муж стал самым мудрым и незаменимым ее советником и помощником. Они прожили счастливо вместе чуть более 20 лет, родив 9 детей.

Одно из косвенных доказательств, что Королева-Птица — это королева Виктория — фиолетовое траурное платье.

В 1861 году Альберт умер. Это стало страшным ударом для Виктории, и она носила траур почти 40 лет…

Источники: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *